История Порше в Ф1 ГП Германии 62 Летящий Боннье

История победы Порше в Ф1

Дек 16 • Авто-хроника, Главная новость • 4826 Просмотров • 1 комментарий к записи История победы Порше в Ф1

Porsche в F1 Дорога к победе

Сперва хочется сказать, что для совсем не богатой, но весьма успешной и известной команды тех времен Porsche, Королевские гонки скорее завершали список приоритетов, а их внимание было сосредоточено на участии в длинных марафонах. В год команда строила всего по 25-30 гоночных автомобилей. Porsche всегда рассматривали автоспорт как отправную точку для новых разработок и усовершенствований в производстве серийных спортивных автомобилей, поэтому их упор в работе всегда делался на класс GT.

Успешное использование командой 1,5 литрового двигателя Porsche в различных авто спортивных мероприятиях в 50-х годах привели к тому, что в 1957 году Porsche выставили свои первые автомобили на старт Гран-При. Однако в то время их болиды соответствовали лишь классу F2.

Путь Порше к успуху в Ф1 по годам

В 1957 году на Гран-При Германии по “Зеленому аду” (22 круга, 501.820 км) организаторы предоставили автомобилям класса F-2 право участвовать в гонке, дабы повысить количество участников и интерес зрителей. Однако во многих статистических данных старты автомобилей этой категории не были отображены. Porsche, используя такую возможность, выставили 2 автомобиля от заводской команды и одного частника. Это было дебютным участием для Porsche RS550 1.5 F4 в “Королевских гонках”. Edgar Barth (Эдгар Барт) пришел 12-м, отстав на 1 круг от победителя Хуана Мануэля Фанхио, финишировавшего на Maserati, а частник Carel Godin de Beaufort(Карел-Годен де Бофор) финишировал 14-м, с отставанием в 2 круга от лидера. Второй заводской пилот итальянец Umberto Maglioli сошел из-за поломки двигателя на 13 круге.

Следующим шагом Porsche в F1 было участие в двух Гран-При в 1958 году на усовершенствованном Porsche 718 RSK. Улучшения касались кузова и подвески. Мощность сохранилась на уровне 142 л.с. Гран-При Нидерландов завершилось для профессионала-энтузиаста и любителя марки Porsche де Бофора 11-м местом с отставанием в 6 кругов от лидера. А на очередном ГП Германии больший успех ждал Эдгара Барта, который по итогу 15 кругов (342.150 км) занял 6 место, отстав на 8 секунд от Брюса МакЛарена на Cooper-Climax F-2. Де Бофор сошел на 3 круге из-за поломки двигателя.

Две Porsche RSK на трассе Nurburgring

Porsche RSK Nurburgring Porsche в F1 Дорога к победе

Итак, спустя лишь год, Порше смогли вдвое улучшить свой результат на коварном ГП Германии.

В 1959 году заводскую команду не успех ждал. Первый этап в Монце закончился для Wolfgang Von Trips (Вольфган Фон Трипс) сходом на первом круге из-за столкновения. Также в 1959 году первая девушка пилотесса Мария Тереза де Филиппи присоединилась к команде Behra-Porsche, но на единственный старт для нее в этой команде в Монце она так и не вышла. Третий этап ГП Нидерландов завершился 10-м место для уже известного нам Карел-Годен де Бофора на Porsche RSK. Оставшиеся участники сошли с дистанции, не добравшись до финиша. 6-й зачетный этап ГП проходил в Германии на трассе AVUS. На старт F1 должен был выйти Jean Behra (Жан Бера) на автомобиле своей команды, однако этого не произошло. За день до этого во время участия в гонке поддержки F2 на этой же трассе он трагически погиб в аварии. Жан Бера потерял контроль на скорости 180 км/ч на бэнкинге во время дождя. Автомобиль взлетел передней частью вверх, пилот вылетел из кокпита и ударился об флагшток, что вызвало перелом черепа. Приземлившись в листву деревьев, он спустился и подошел к зрителям, куда прибыл доктор. Док впоследствии сказал, что ухудшающим фактором послужил перелом ребер. На заключительном этапе на Себринге в США на старт вышел лишь 1 Porsche RSK под управлением Harry Blanchard (Харри Блэнчард). Пилот отстал от победителя  Б. МакЛарена на 4 круга и финишировал на 7 месте (был последним из финишировавших).. Как мы видим, до этого момента Porsche очень сильно уступали в скорости автомобилям Ferrari, Lotus и Cooper.

1960 год стал очередным шагом для автомобилей Porsche на пути к предстоящим успехам на гонках Гран-При. Хотя они на старт выходили лишь 2 раза в году. На первом этапе в Аргентине частная команда “Camoradi Int” на прошлогодних Behra-Porsche RSK выставила одну пилотируемую Грэгори Мастеном,  и заняла 12 место. Хуже проехали лишь 2 болида Мазератти. На ГП Италии 4 сентября та же команда выставила другого пилота Фрэда Гэмбла, который финишировал 10-м. Однако главный успех был у двух заводских Porsche 718 Monoposto (класса Formula 2), дебютировавших под пилотированием Эдгара Барта и Ханса Германна, занявших по результатам 7 и 6 место. Ханс принес автомобилям Porsche первое очко в зачете F1, хоть и отстал от Феррари победителя Фил Хилла.

Porsche 715 и сервис кар

Porsche RSK Nurburgring Porsche в F1 Дорога к победе

Porsche 718, в отличии от своих предшественников, были болидами с открытыми колесами, более маневренными и легкими по весу (всего 570 кг). Построенные на базе RSK, они так и не добилась побед в Ф1.

В 1961 году Porsche 718 и 787 можно было лицезреть уже на абсолютно всех этапах ГП. 787 серия была болидом категории F2, и выставлялась на старты тогда, когда 718 были занята в более важных, по мнению Porsche, состязаниях. На гоночную сцену под эгидой Porsche выходит американец Дэн Герни, который не единожды приносил славу Штутгардской команде: ТРИ вторых места на ГП Франции (Reims), Италии (Monza) и США (Watkins Glen).

Porsche RSK Nurburgring Porsche в F1 Дорога к победе

На “Северной петле” – лишь 7-е место.  (очки в сезоне ‘61 года получали лишь первые 6 позиций). Вторым по успешности в команде был швед по натуре, гражданин мира по жизни, Йоаким Боннье, занявший пятое и шестое место на ГП Великобритании в Aintree и ГП США соответственно. По итогам сезона Porsche набрали 23 очка, завоевав 3-е место в общем зачете.

Карел-Годен де Бофор на ГП Нидерландов (Porsche 718)

Карел-Годен де Бофор на ГП Нидерландов (Porsche 718)

Решающий для заводских Porsche стал сезон 1962 года. Porsche подготовили абсолютно новый Porsche 804 с 8-цилиндровым оппозитным двигателем, но тем же объемом 1,5 литра, выдающим уже 180+ л.с..

Porsche 804. Музей в Донингтоне

Porsche 804. Музей в Донингтоне

За год до этого обкатку нового болида совершил калифорниец Дэн Герни на Нюрбургринге. На дебюте в ГП Нидерландов в Зандвурте у Гарни переломился рычаг селектора трансмиссии, а потом и сама коробка передач. Шестиступеначатая коробка компенсировала провалы двигателя на средних оборотах. Йоаким Боннье на таком же автомобиле занял лишь 7-е место. Первое очко в сезоне для Porsche, в свою очередь, завоевал Карел-Годен де Бофор на 718-й, занявший 6 место. На втором этапе в Монако Porsche 804 Дэн Герни еле уговорил Ферри Порше выставить 804-й болид на старт, но попал в “замес” на 5 круге в первом повороте не по своей воле, а его напарник Йоаким Боннье занял пятое место, заработав два очка для Porsche, не дав команде ударить в грязь лицом. Третий этап в Бельгии прошел без заводских 804-х, которые отправили на модернизацию, но с частным 718-й де Бофора. К тому времени устаревшие модели уже не имели каких-либо шансов на выигрыш, а единственной причиной их выступления был энтузиазм пилотов и низкая цена обслуживания. Обходили они лишь некоторых пилотов на Lotus-Climax. Де Бофор занял 7-е место. ГП Бельгии Porsche пропустили из-за региональной забастовки. Вскоре близился ключевой момент, 4-й этап ГП F1 8 июля во Франции, на трассе Руан (Rouen-Les-Essarts).

804-я Дэна Герни у паддоков на трассе Руан

Porsche F1 804-я у паддоков на трассе Руан

На Porsche 804 к этому времени в переднюю подвеску установили дополнительные продольные растяжки, предотвращающие юз передней оси при торможении, который провоцировали тяжелые передние тормоза. В местах крепления двигателя усилили трубчатую пространственную раму. Задняя колея стала шире на 5 см, амортизаторы Koni заменили на Bilstein, а сиденье пилота максимально отодвинула назад (Тест заезд на “Петле” показал превосходное время в 8 минут 44 секунды). Вот тогда оппозитная восьмерка 804-й и проявила себя во всей красе.

Дэн Герни во время ГП Франции

Дэн Герни во время ГП Франции Porsche 804 F1

Мощности было достаточно, чтобы противостоять акулам из BRM и Lotus. Дэн Герни (#30) стартовавший с 6-й позиции по истечению 54 кругов финишировал на триумфальном первом месте, опередим ближайшего преследователя Тони Маггса на Cooper-Climax на 1 круг! На 13-м круге сошел Сёртиз, у которого началась протечка топлива. На 30-м круге круговой Джеки Льюис на Cooper из-за отказа тормозов выбивает Грэма Хилла. Затем и Джима Кларка настиг сход из-за подвески. Хилл возвращает себе место лидера, а затем окончательно сходит с проблемами в двигателе. Первый сошел из-за проблем с подвеской, а второй приехал девятым. Второй Porsche принесший очки команде был 718-й де Бофора (#38), финишировавший с отставанием в три круга на 6 месте. Йоаким Боннье (#32) сошел на 43 круге с поломкой в топливной системе. И так, ГП Франции стал единственной гонкой в зачетной серии F1, выигранной автомобилем Porsche 804 (753 1.5 F8), и единственной гонкой в которой победил мотор с воздушным охлаждением.

Дэн Герни на ГП Франции 1962

Дэн Герни на ГП Франции 1962 Porsche 804 F1 Порше в Ф1 Дорога к победе

А спустя неделю, 15 июля на внезачетном этапе вблизи Штутгарта на “ГП Solitude”, 11,4 километровый ринг Solituderennen. Джим Кларк на Lotus-Climax занял поул-позицию, но сошел из за инцидента, а Дэн Герни со второй позиции переместился на первую, завершив триумфом 25 кругов гонки. Вторым приехал Йоаким Боннье. Получается, что это был первый и единственный дубль команды Porsche на гонках F1. Де Бофор пришел 5-м.

Второй официальный подиум в F1 принадлежит тому же Дэну Герни на ГП Германии, где в жутких погодных условиях Дэн Герни, стартовавший с поул-позиции (8 мин 47,2 сек) пролидировав 2 круга, затем его обошел британец Грэм Хилл на пути к своему чемпионскому титулу, из-за преследования которого на Porsche 804 начались неполадки с электроникой. Дабы не испортить всю оставшуюся гонку, Герни сбросил темп и пропустил вперед Джона Сёртиза на Lotus. Под конец ГП, когда полотно уже просохло на большинстве участках, разрыв между Герни и Сёртизом начал сокращаться. Вскоре они оба догнали Хилла, но обойти его так им и не удалось. Разрыв между тремя автомобилями составлял 4,5 секунды. И так, третье место на подиуме за Porsche. Герни сказал: «Вот это, доложу вам, было дело!.. Дождик хлещет, трасса мокрая, а у меня еще вдобавок кабель с аккумуляторной клеммы соскочил, — аккумулятор-то прямо в кокпите находится, возле педали сцепления сбоку присобачен; попадет этот болтающийся конец под педаль — пиши пропало. У этого восьмицилиндрового двигателя в среднем диапазоне оборотов — провал, потому и коробка шестиступенчатая понадобилась; знай поспевай переключаться, а педаль сцепления заклинит — что будешь делать? Весь я тогда вымотанный до финиша доехал, — пусть третьим, но всего 4,3 секунды Хиллу проиграл». 7-е место на 804-й  занял Йоакима Боннье, 13-14-15 места завоевали Porsche 718 под управлением дэ Бофора, Хейни Вольтера и Нино Ваккарела.  Автомобили Porsche показали блестящий результат своих трудов над механикой автомобилей, которые в полном составе завершили столь сложный этап. Собственно, Гран При Франции, Solitude и ГП Германии стали пиком выступления Porsche в гонках класса Formula 1.

во время ГП Германии 1962. Дождь

во время ГП Германии. Дождь. Porsche 804 F1 Порше в Ф1 Дорога к победе

По итогам 1962 года Porsche набрали 19 очков, заняв 5-е место в кубке конструкторов.

Как и герою фильма “Rush” этой победы хватило Porsche, что бы доказать всем что они могут прийти и победить, и в дальнейших сезонах заводская команда не выставляла свои автомобили. Еще одной потенциальной причиной стала высокая цена участия. В сезонах ‘63 года Porsche 718 продолжали появляться на стартах Гран-При с тремя разными пилотами, одним из которых был де Бофор. Однако наилучший результат показал в том году немец Герхард Миттер, занявший 4-е место на ГП Германии.

В 1964 де Бофор предпринял две попытки выступления в F1 на Porsche 718. На втором этапе в Зандвурте у него случились проблемы с мотором, а на “Северной петле” на старт гонки ему выйти было не суждено. Во время практики 718-я потеряла контроль на небезызвестном повороте Bergwerk. Пилот вылетел из кабины, получив травмы головы, груди и ног. Ушел автогоночный энтузиаст и поклонник марки из жизни 2-го августа, на 3-й день после аварии.

последнее фото де Бофора и его личной 718 перед аварией

последнее фото де Бофора и его личной 718 перед аварией. Porsche F1 Germany GP 1964. Порше в Ф1

Что касается Porsche, то выступление этой марки в Королевских гонках ограничилось поставкой 1,5 литровых турбированых V6 двигателей для McLaren в период с 83 по 87-й гг, болиды которых завоевали два чемпионских титула и два вторых места по истечению сезонов. И в первой половине сезона 1991 3.5 литровых V12 для Arrows и Footwork (безрезультатно).

Porsche в F1 Дорога к победе

Конец. Надеюсь данная статья вам понравилась. Репостим к себе 🙂
Текст: Тони Барракуда

Галлерея фотографий Порше в Формуле 1

ГП Франции 1962. Боннье

Де Бофор — Франция 62

France GP 1962. Де Бофор

Авария Дэймона Хилла

Старт ГП Франции 1962

История Порше в Ф1. Старт ГП Франции 1962

ГП Германии 62

Ден Герни

История Порше в Ф1 ГП Германии 62 Ден Герни

Постер к ГП Германии 1962

История Порше в Ф1 ГП Германии 62

Боннье

История Порше в Ф1 ГП Германии 62 Летящий Боннье

Боннье ГП Германии 1962

История Порше в Ф1 ГП Германии 62 Летящий Боннье

Дэн Герни на пути к 5му месту в Watkins Glen 62

Дэн Герни на Porsche 804

История Порше в Ф1 Дэн Герни - на пути к 5-му месту в Watkins Glen 62 на Порше 804 Porsche 804

Дэн Герни — Watkins Glen

История Порше в Ф1 Дэн Герни - на пути к 5-му месту в Watkins Glen 62 на Порше 804 Porsche 804

Дэн Герни — Zandvoort 62

История Порше в Ф1 Дэн Герни

Восстановленная Porsche 718 де Бофора

Porsche 804 и 787

Porsche 804 и 787 История Порше в Ф1

Прекрасное фото победительницы 804й

История Порше в Ф1 Порше 804 ГП Франции

Похожие Записи

Один ответ на История победы Порше в Ф1

  1. […] интересную историю о приходе Порше в Формулу 1 и их победе по ссылке: […]

Добавить комментарий

« »