Подземелье Владивостока: бункер НКВД или Спецобъект МПВО №1 «Объект В-11
Владивосток — молодой город, но с интересной историей восточного рубежа Российской Империи и России, город-крепость, на которую так и не решились напасть. Однако с началом паранойи планетарного масштаба об ударе ядерной бомбой (не беспочвенной, кстати), во Владивостоке НКВД совместно с Крайкомом решили построить бункер на 2500 человек. Рекордная вместимость по тем временам. Внутри 4 главных бункерных убежищ: два ведомственных (Крайисполком и УНКВД) и два для населения (на 950 и 1150 человек).
Убежище уникально само по себе. Имеет… точнее имело полную систему жизнеобеспечения, своё электричество, воду, постоянную подачу воздуха с фильтрацией, защиту от газовой атаки, и могло выдержать удар ядерной бомбы тех лет.
Бомбоубежище 1938-1949 годов постройки расположено под почтовой сопкой или под зданием Физмата на Суханова 8. Сюда ведёт один из выходов. Еще один все знают наверное, по пути с Суханова 8 к театру им. Горького.
Этот же выход, но изнутри
2 выхода на почтовом переулке. Причем один (Почтовый переулок) из них был замаскирован под жилое здание в свое время, хотя по сути это была сопка обложенная кирпичами. Как в настоящем шпионском фильме, сейчас это и представить сложно. От сюда и действует вход на экскурсию.
Также из убежища можно выйти прям в Банк Приморье. Экскурсовод сказал, что они как-то раз так и сделали, те были в шоке. Почему проход в это здание? Именно тут располагался Крайком.
Убежище НКВД Владивостока имело свою водяную скважину и работал за счет собственной котельной, которая была одним из 9 замаскированных выходов объекта и находилось за лицеем №1.
скважина. Сейчас кто-то зачем-то бросает монетки на удачу. Сомнительное место конечно для этого!
Внутри располагались тоннельные казармы. А также имелись более элитные одиночные помещения.
Сейчас сложно представить как это выглядело раньше, когда было пригодным для жизни. Кстати, 2500 человек тут могли пробыть 7 дней на полном обеспечении.
В середине 1990-х годов после строительства коттеджей на Почтовой сопке, в помещения В-11 стали течь грунтовые воды – начало конца для всего объекта. Это произошло из-за того, что именно в этом месте проходят грунтовые разломы. Просто место оказалось не совсем удачным.
После очередного тайфуна, нижний эвакуационный тоннель, идущий к бухте под улицей Петра Великого и под нынешним банком «Приморье«, был затоплен по самый свод. Сейчас забитый грязью остаётся отрезок от банка до Адмиральского сквера.
По завершению холодной войны объект передавался от органа к органу. Последними тут работали МЧС. Покинули объект осенью 1999 года. И вот за двадцать лет это уже больше напоминает коридоры с призраками. Идти с фонариком тут действительно дух захватывает. Особенно когда в одной из комнат встретить охранника местного xD Те ребята, которые уже 15 лет (местный клуб диггеров) на голом энтузиазме пытаются поддерживать этот объект от полного затопления и увядание поставили этого паренька пугать нервных посетителей =)
Кстати, работнички тут были не без юмора! Говорят, что эту «маску на двоих» нашли тут xD
Тут есть своя дизельная с двумя агрегатами 60 и 70-х годов. В этой комнате до сих пор стоит приятный запах масла. Кстати, дизеля — одно из немногих, что сборщики металла…не знаю как их назвать ласково...не смогли утащить с собой.
Точно, МЧС тут были не последними. Одна из комнат была оборудована под музыкальную студию местными музыкантами. Интересно, а Ярик помыл пол?:)
Волонтёры из диггер клуба перестилают на объекте деревянные полы, отмывают грязь. Воссоздают понемногу комнаты. И конечно проводят экскурсии. Однако из-за постоянной влажности сложно представить что объект когда-либо получит первозданный вид. Объект обладает огромным потенциалом, можно было бы сделать прекрасный музей, может даже с эффектами! Но если бы да кабы.
Другие фото с объекта:
винтовая лестница которая ведет к парковке и в здание Суханова. Ныне замуровано.
Старый документы никуда не делись, лежат на своих местах
не все проходы еще расчищены. Например этот
из старых запасов
Специально для Давай Лаовай ©
Похожие Записи
« Дальневосточный шинный кризис и центровочные кольца Итоги пробного сезона Тайм Атаки на Змеинке — 2019 »