Субару в Ф1 с помощью мистера Энцо и Чити
Мотори Модерни, Энцо Колони и Субару, или почему разработку двигателя нельзя доверять на аутсорс.
Важным был шаг Субару в Ф1 и попытка, которая потерпела фиаско. Но не совершают ошибок лишь безвольные.
На дворе конец 1980-х годов, и компания Subaru, желая продемонстрировать всему миру свое инженерное мастерство и составить конкуренцию Ямахе и Хонде, обратилась к Формуле-1. В конце концов, Ямаха и Хонда уже проложили путь к дверям Формулы-1, и с некоторым успехом. Это казалось разумным для и только для Subaru, что их философия оппозитного двигателя могла принести успех и им.
Японский автопроизводитель сотрудничал с итальянским производителем двигателей Motori Moderni, принадлежащим легендарному производителю двигателей Карло Чити (Carlo Chiti), добившемуся успеха в работе с Alfa Romeo и Ferrari.
Чити, который работал над разработкой 3,5-литрового безнаддувного двигателя V12, вскоре поддался желание Subaru продемонстрировать свое (почти) уникальное преимущество в концепции двигателей. Немаловажную роль сыграла и финансовая часть быстро растущей японской компании в золотую эпоху.
3,5-литровый оппозитный 12-цилиндрового двигателя, соответствующего правилам Формулы-1 того времени. Поскольку в конце сезона 1988 года был запрещен турбонаддув, в новых правилах 1989 года указан максимальный объем двигателя без наддува 3,5 литра. Количество цилиндров и конфигурация были не ограничены.
Honda адаптировалась быстрее всех: ее 3,5-литровый двигатель V10 мощностью 680 лс помог Алену Просту выиграть третий из четырех чемпионатов мира в 1989 году.
65-градусный V10 Renault выдавал 660 лс, в то время как Ferrari выжимала из своего V12 620 лс.
Именно в этой схватке в мае в Мизано в Италии впервые появился на свет Subaru Flat-12 под кодовым названием Subaru 1235. Жертвой (если оглянуться назад только так можно описать эту попытку) стала небольшая, но выносливая команда Minardi F1.
Нажми для увеличения
История не знает, кто из пилотов Minardi 1989 года – Пьерлуиджи Мартини или Луис Перес-Сала – вел машину в тот день, но есть вероятность, что их не впечатлили скудные 560 лс мощности Subaru, значительно меньшее, чем у лидеров Формулы-1 той эпохи, и даже меньше, чем устаревающие Cosworth V8 с 590 лс.
Первоначально Chiti и Subaru надеялись на сотрудничество с Minardi, но тусклый оппозитный 12-цилиндровый двигатель оказался слишком безнадежным даже для маленькой итальянской команды. Даже заводской поддержки Subaru было недостаточно для Minardi, чтобы перешагнула черту, и Subaru пришлось искать план Б.
Этот план Б появился в лице Coloni.
В 1982 году автогонщик Энцо «Волк» Колони основал собственную команду Coloni Motorsport. В том же году он выиграл титул итальянской Формулы-3, сразу же завершил карьеру и переориентировал свои усилия на пост руководителя команды. Команда выступала в Формуле 3, прежде чем сделать большой шаг в Формулу 1 в 1987 году, когда FIA объявила об окончании очень дорогой «эры турбо».
И к началу сезона Формулы-1 1990 года Subaru приобрела 51 процент акций итальянской команды.

В марте 1990 года на Гран-при США был представлен Coloni Subaru C3B. Благодаря широким и длинным боковым подвескам автомобиль отличался от традиционных конструкций того времени и не имел центрального воздушного короба из-за уникальной архитектуры двигателя.
над шлемом видно лишь защитную опору, воздухозаборники расположены по бокам, как у фантазийного Лидера ЛМ 1994 из комикса Мишель Вальян

«Оппозитный» двигатель был связующим звеном между дорожными автомобилями Subaru в дилерских центрах и гоночными автомобилями на трассе. К сожалению, двигатель Motori Moderni Subaru 1235 был обремянительно тяжелым, неудобным к установке и слабым.
В то время в говорилось о том, что двигатель весит более чем на 100 кг больше, чем у его конкурентов. А в спорте, где вес решает все, где сэкономленные граммы могут означать разницу между успехом и неудачей, отставание от соперников на 100 кг было просто слишком большим, чтобы его преодолеть.

Формула-1 тогда не была такой, как сейчас, с ее строгой сеткой из 20 автомобилей, выставленной 10 командами. В конце 1980-х и начале 1990-х годов целых 39 автомобилей пытались претендовать на 26 доступных позиций на стартовой решетке на каждом Гран-при.
Кроме того, в фактической квалификации могли участвовать только 30 машин, а это означает, что одна предварительная квалификация в пятницу утром позволит исключить девять самых медленных машин. Subaru Coloni так и не продвинулась дальше этой беспощадной сессии, отстав от темпа не на десятые доли секунды, а на целых 17 секунд (!) от окончательного времени поула.

По ходу сезона улучшений было мало, а результаты оставались ужасающими.
Отношения, как и обычные свадьбы по расчету, застопорились, так и не сдвинувшись с мертвой точки до неизбежного быстрого развода.
К маю 1990 года Субару уволил Энцо Колони из команды, но даже его замена не принесла никаких улучшений. В июне 1990 года Subaru полностью вышла из Формулы-1 и продала команду Энцо Колони без спонсоров и двигателей, без спонсоров, но и без долгов.
Это была бесславная но интересная попытка, и всего за восемь гонок в сезоне 1990 года, состоящем из 16 гонок, Subaru развеяла свою мечту о Формуле-1, оставив Колони без двигателя и правления в Fuji Heavy Industries (материнской компании Subaru), гадающей, почему все пошло так ужасно неправильно…

Однако ужасная авантюра Subaru в Формуле-1 привела к династии доминирования. Когда мечты о Формуле-1 ушли, японский автопроизводитель вместо этого сосредоточил всю свою энергию (и деньги) на мире ралли, и всего два года спустя на свет появился Subaru WRX.
Возможно, если бы Subaru строили двигатель сами, а не на заказ в Италии, все было-бы иначе. В дальнейшем двигатель 1235 нашел место в суперкаре Jiotto Caspita, но уже другая история.
1/43 модель
Похожие Записи
« Подробнейшая история Porsche 961 LM от создания до гонок (с фото) Ешь, молись, Бали. Субъективное мнение из личного опыта отпуска на Бали — часть 1, приезд, Букит »