Гранд Тур по Черногории. Часть 1: Fiat 500 или “езда в стиле полако”
Завороженно просматривая спецвыпуски Топ Гира и Гранд Тура, где “святая троица” колесит на шикарных и не очень тачках по разным уголкам Земли, мы в конце концов надумали начать писать свою личную авто-путешественную историю и в качестве первой страны, чьим дорогам предстояло быть покоренными, стала Черногория, она же Монтенегро, но мне нравится ее именовать на местном языке как Црна Гора. А в качестве колесниц мы выбрали милашку Fiat 500 и BMW 320ci “кабриолет”. На каждую по 2 дня. Но обо всем по порядку.
♠ Данный текст является красочно-правдивым описанием и путеводными заметками 2-х дневного маршрута по серпантинам этой сказочной страны, в котором рассказано про места, дороги, вождение местных, что значит “полако” и необычные вещи, засевшие нам в душу и тп + вы поймете, как избежать попадание в “автопатруль” / страховые фирмы. И конечно же впечатления от нашей Панда-тачке.
Fiat 500 — День 1
Почему Черногория так называется??
Горы в Черногории вовсе не черные. Но откуда название? Название страны Црна Гора произошло далеко не от цвета гор.
Первоначально название Црна Гора (Черная гора) относилось к обозначению лишь участка Приморья у Будвы, где жило племя паштровичи, затем для обозначаения более обширной территории, где правила династия Црноевичей, чувствуете связь? Именно Иван I Црноевич основал Цетине (куда мы отправились во второй части тура), окруженную горами — горами Црноевича. От сюда и произошло название Црна Гора (Черногория).
В качестве safehous’а на время отпуска мы выбрали Тиват. Почему? Отсюда легко куда-либо добираться, тут есть все для спокойного отдыха и минимум туристов. Поэтому наши маршруты начинаются именно отсюда.
После 3-х дней акклиматизации на своих двух настал долгожданный час начала аренды нашей первой лошадки…скорее молодой пони – Fiat 500. Бравый черногорец с улыбкой и дружелюбием отдал нам ключи, доверенность, документы на авто и ускакал. Забегая вперед, когда мы отдавали авто он летящей походкой проверил все ли двери и бампера на месте и громким “До встречи следующим летом “укатил.
Местом встречи была заправка EKO. “Какого черта на заправке все машины стоят в разном направлении?!” – подумал я, и при нажатии газа мы покатились назад. Кхм…уклон дороги не превышал 2х градусов. Холостых оборотов у 1,2 литрового Фиата не хватало, чтобы заставить двигать ее на автомате даже в этом случае. Для меня это было дикостью, и начать движение смог лишь, выжав “акселератор” пол.
наш первый маршрут
Где брать тачку в аренду в Черногории?
Перелопатив множество сайтов аренды авто, сделал вывод, что нормальный + надежный лишь один: https://montenegro.rentacarfor.me/ . Высылают все квитанции, явки, пароли. Помогают с изменением даты. И главное — тут оочень много разнообразных авто на выбор на любой вкус по самой адекватной цене. На других сайтах либо цена завышена, либо кроме “гольфов” ничего нет. + арендуя авто у частников вы рискуете попасть на штраф, если у него будут проблемы с оформлением на вас автомобиля. Как поведал хозяин нашего особняка – бывали такие случаи.
Первые километры и Побережье Црна Горы
Ранее на городских дорогах я водил исключительно правильные автомобили…это те что с правым рулем. Но приспособиться к левому было не трудно. А что бы выехать из центра Тивата на загородную трассу хватило 1 минуты. Чувствуете насколько в Черногории большие города? И это замечательно! На заметку – населения всей Черногории меньше, чем населения г. Владивостока…или многоэтажки в Гонконге.
Мы попали в самый “жаркий” туристический сезон в Черногории* – конец лета, а через юг страны пролегает международная трасса M2.4-E80 из Греции и Албании на север Европы. К слову, что значит трасса в здешних краях? Шесть полос? Нет. Может четыре? Ха! Международная трасса — это проселочная двух-полоска по нашим меркам, ширина которой позволяет разъехаться лишь мопедам. Ладно, преувеличил. Но суть вы поняли. В следствии этого по Приморью из Будвы в Тиват, к примеру, частенько можно встать в пробку. К счастью сегодня пробка была в обратном направлении от нас.
* прожившим в Китае год и больше – слова туристический сезон вас не будут пугать, это безлюдное место по сравнению с любой улицей китайского мегаполиса. Мы просто кайфовали от небольшого количества людей, хотя многие нас пугали туристическим адом. Единственно, о чем стоит позаботиться заранее – это о жилье и конечно же аренде Т/С.
Что сразу бросилось в глаза – это огромное количество колец. Вместо перекрестков тут все ездят по кругу. Гениально и просто, скажете вы, у нас же в России, где очень мало земли, мест на кольца за городом нет. Ну а второе – это шикарнейшие дороги! Да это просто олимпийский каток из ровного асфальта. Если вы поклонник “стэнса” – на них вы проедете тут даже в поселки и на пляжи, и вам не придется покупать Suzuki Jimmy и ставить на него колеса от БезАЗа. Да, кое-где в “проселках” тут нужно будет обрулить вздутие на асфальте, но в целом 99% времени вам не нужно париться по этому поводу.
Пляж Голубые Горизонты (Plavi Horizont) – был наш первым пляжем на побережье Адриатического моря. Почему именно он? Во-первых, он вдали от города, а значит вода тут чище. Во-вторых, он выходит не в Которский залив, а в залив Траште, то есть почти в открытое море, а значит вода тут чище (х2). Ну и его отдаленность – явное преимущество в тур сезон, обладая 4-мя колесами. Советуем всем посетить этот золотой песочный пляж, окруженный каменистыми берегами по бокам, укутанный в еловый лес. В жару запах смолы настолько силен, что является практически целебным. Открыл окно и вуаля – бесплатная фитотерапия. А Голубые горизонты потому, что водичка тут чиста как на берегах карибского архипелага + есть парковка, душевые, лесочек, ресторанчик.
Ядранский путь (Jadranski put) – единственная южная дорога
Единственная, потому что альтернатив тут нет. Для нас это весьма необычно, но маленькие города и узкие дороги – это не прихоти мэров или приколы местных, это ландшафт, к которому просто необходимо было приспособиться. Обрывистые синие горы, склоны которых пикируют почти в море, оставили в прошлом лишь несколько километров ширины для строительства поселений и дорог. Да, сейчас в эпоху чертовой глобализации бесчисленный поток людей превратит в месиво любой прекрасный пейзаж узких троп, но в прошлом этих троп было более чем достаточно как с практической, так и стратегической точки зрения. Поэтому сейчас наш маршрут из Тивата в Подгорицу пролегал по той самой трассе E80 или Ядранскому пути.
Двух-полоска иногда сменяется тремя полосами, для обгонов. А проезжая через Будву вы увидите даже широкие шоссе. Но не стоит пугаться, движение тут отточено и спланировано. Нет такого, что 3 дороги сливаются в один хаотичный перекресток. Везде знаки, стрелочки, так что даже не имея GPS тут может заблудиться лишь полный кретин. К слову это относится касается не только городов, ибо даже в глубинке все пути понятны и предсказуемы.
пример «шоссе»
И все же, заполоненные августовские колонны из машин – ничего веселого. И скорость по побережью на личном авто будет не выше, чем на автобусе. Однако стоит свернуть на север, как перед вами откроются дороги вашей мечты, и лишь инстинкт самосохранения и “кэш” будет вашим ограничением скорости.
Минуя Будву мы еще немного проехали по берегу по крутой, петляющей во все 3 плоскости дороге, и не доезжая до Петроваца считанные метры нужно свернуть по указателю налево. Это первая на нашем пути дорога вверх, где можно делать остановки для любования красивейшими пейзажами и морской гладью. Путь до Подгорицы есть и короче через платный тоннель, стоит лишь проехать чуть дальше в сторону Бара…но не за этим мы отправились в путешествие!
Вирпазар – кофе-брэйк перед Подгорицей и морские прогулки по Скадарскому озеру.
Если у вас в кармане больше времени, то в Вирпазаре….ей богу, это имя покемона, а не города…можно потратить почти весь день. Помимо кафе и супермаркета, ради которых мы остановились, местные тут предлагают расслабляющие экскурсии по Скадарскому озеру в одноименном Национальном парке.
Однако этого мы делать не стали, так что если у вас есть какие-то заметки по этому озеру – пишите!
Худший Hard-Rock Café в мире – или как мы попали в “Братиславу”
Далее мы направились в Подгорицу – столицу Черногории. Именно в районе около Подгорицы или Титограда, как ее называли ранее, началась история Черногории. Однако в то время племена иллирийцев ее конечно так не называли, а римляне ее прозвали Диоклией, Дуклей…или на что способна ваша транскрипция. Однако сильное желание попасть в столицу крылось в другом – это памятник Высоцкому, расположенный у Московского моста. Я знал, что времени на Столицу у нас не так много, лишь два часа, поэтому да, увидеть своими глазами памятник поэту, чьи слова о Черногории были мощным криком души, было одним из пунктиков.
Мне одного рожденья мало —
Расти бы мне из двух корней…
Жаль, Черногория не стала
Второю родиной моей.
Неподалеку еще стоит памятник другому величайшему русскому поэту – Пушкину, но к своему стыду мы опустили эту прогулку по таким вот живописным улицам.
Ну и да, в сравнении с другими городами в здешних краях, Подгорица – реально мегаполис. Широченные московские улицы с практически полным отсутствием движения – ты словно попал в СССР. И туристов тут не было. Да и местных жителей по пальцам пересчитать. Говорят тут еще есть “старый город” с необычными мечетями, фонтанами и всем прочим, но безоблачное +35 градусное небо заставило воротиться к машине и рулить подальше от Братиславы (Евротур помните?)….извините, Подгорицы.
по пути встретили красивый кафедральный храм Воскресения Христова
О да, совсем забыл, Hard Rock café тут просто отвратительный. И больше всего расстроила не еда (хотя булка в бургере тут тоже стрёмная), а музыка. Где это слыхано, что бы в хард-рок кафе пел черногорский Иван Дрон? Не ходите туда.
Чего же хорошего в столице Черногории? Тут пустые парковки и на АЗС Petrol на бульваре Mitra Bakica разливают 100-октановый бензин + 10 лошадей к фиатовскому двигателю от скейтборда.
Великие Черногорские каньоны и дорога воплощающая мечты
Выехав из Подгорицы ты понимаешь, что остатки юга остались за бортом и ты движешься на север. Каньоны рек Морача и Тара – вот что вас ждем на протяжении всего пути до въезда в Национальный парк Дурмитор (если взглянуть на карту, станет видно, что это не тока горы около Жабляка, но парк тянется на восток узкой полоской). Некоторые утверждают, что по красоте это место может сравниться с Гранд Каньоном, но это сравнивать также глупо, как Hill Climb и Формулу 1 – и там и там космические скорости, но зрелище то в корне разнится.
Но одно неоспоримо – каньоны Черногории действительно изумительно прекрасны! И тут исполнилась моя детская мечта…точнее картинка закатных пейзажей Корсики, Пиреней и Нормандии, навеянные NFS 2,3,Porsche Unleashed…появились перед моим взором, и дорогая извивающаяся на смертельно-опасном обрыве проходила сквозь многочисленные тоннели, даря моим детским образам реальную жизнь. Образы возможно были приукрашены за годы взросления, но эти чувства не забыть!
По дороге будут небольшие карманы и островки, можно остановиться и посмаковать этот вид не из кабины авто.
О дорогах в Черногории и их преувеличениях из интернета
Вообще, дороги в Црна Горе не покажутся вам нашим расслабляющим шоссе, но и не надо пугаться чужих слов о том, что одно неверное движение рулем и вы превратитесь в начинку для металлического блина. Нет, это чистая права, стать удобрением тут легче простого, стоит лишь вам засмотреться на пролетающего уже даже ниже вас горного орла и покосить рулем. Но это не значит, что тут нужно иметь гоночную лицензию для езды.
пример слепого поворота и обрыва в горах
Любой профи на этих дорогах, водивший до этого лишь по нашим просторам, не будет на 100% готов к таким дорогам, пока сам их не испробует. Исключением будут боливийцы с “боливийской дороги смерти”. Но поскольку это была наша первая поездка, то возможно все дело в резком контрасте между Россий, Беларусью и Црна горой.
Мост Джурджевича – враг не пройдет
Спустя еще час пути по парку Дурмитор на закате мы-таки доехали до одного из самых крутых архитектурных сооружений в северной Черногории – мост через реку Тара. Построен в 1940 году. Причем тут Джурджевич? Так звали хозяина фермы, вблизи которой располагается этот прекрасный бетонный мост. Спроектировал же мост Мият Троянович. Интересный исторический факт: во время Второй Мировой мост Джурджевича через каньон реки Тара был единственным путем на юг страны, и, следовательно, единственным путем для наступления фашистов. Так, югославские партизаны с помощью одного из архитекторов – Лазяра Яуковича подорвали мост, разрушив ТОЛЬКО центральную арку, не затронув ни дюйма остальной части моста. Фашисты в ярости, Черногория спасена. Однако итальянцы все-таки потом поймали этого архитектора и расстреляли, но он успел стать героем.
Сейчас у моста есть кэмпинг, хостел, ресторанчики и зип-лайн – чумовой аттракцион, когда ты летишь на веревке через каньон на высоте 172 метра. Остановиться тут будет в принципе неплохой идеей, если вы хотите отправиться на рафтинг (сплав по горе в корыте), но в остальном тут нечего делать. А нас ждал последний рывок первого дня.
Добро пожаловать в маленькую Швейцарию – Жабляк
К подъезду в город пейзаж сменился кардинально. Мы въехали в Жабляк на закате.
Яркие контрастные лучи солнца окрашивали здешние поля, луга, частные домики и вершины холодных гор. Эти пару километров к Жабляку превратились в ликование внутреннего голоса от этих красот и стали самым запоминающимся моментом первого дня. Ты попадаешь в сказочную страну – Черногория осталась где-то позади, а это Жабляк. Что их роднит – так это пршут и ракия в меню местных ресторанов =)
Ну и конечно апофеозом пребывания была погода – ооо боги, эта горная свежая прохлада, настолько свежая, что вам стоит взять с собой джинсы и куртку, даже если едете сюда в августе. Но по сравнению с пеклом на юге – это истинный рай. Это глоток воды в сухой пустыне, это как пустая улица в китайском городе…как Ниссан Скайлайн среди кучи Марков.
Лучшее место для ночевки в Жабляке
По сути Жабляк – это горный курорт, здесь есть одна горнолыжная база для зимних каникул, и собственно национальный парк Дурмитор – одно из мест к обязательному посещению в Црна Горе. Наш хостел в Жабляке мы бронировали за неделю до приезда. ВОТ ОН ТУТ. Обычный хостел – говорили они.
Но что нас ждало – заставило откровенно офигеть. За эту сумму нам дали весь первый этаж одно из частных домов с парковкой, верандой, кухней…в общем абсолютно всем – за 2,300 рублей в сутки. В общем если мы еще раз приедем в Черногорию – то оставшимся именно в этом доме и дольше, чем на ночь.
Подытожив – выехать из Тивата в 9 утра – немного поздновато, особенно если заезжать на пляж. Ехали мы без превышения скоростного режима – об этом чуть позже. Но в итоге время так сложилось, что лучшего графика для одного дня и придумать было бы невозможно. Томящая усталость перед сном, подслащенная вкусным ужинов в деревенском ресторане и холодная постель в деревянном доме – это как пять звезд по цене двух. В Жабляке есть заправка EKO (на картах гугль ее найти сложно).
Fiat 500 — День 2
Маршрут второго дня был не таким насыщенным по населенным пунктам, но именно он был причиной нашего дальнего пути.
Црно Езеро – самый вкусный самогон продается тут
В двух минутах езды от домика в деревне располагается вход в горы в национальном парке Дурмитор, а у подножия которых расположилось ледниковое Черное Озеро. Вход стоит 3 евро с человека + 2 евро за парковку.
На озере летают уточки, а вид такой же прекрасный, как и впечатления от прошлого вечера. Напомнило пейзажи горных альпийских трасс из Гран Туризмо…)) Что тут классного – так это крестьянские лавки по пути к озеру. Местные тут продают вкуснейшую ягоду малину и вкуснейшую ракию на той же малине. Кстати – отличный подарок. Вкус у малинной самогонки не такой дерзкий как у классической, наоборот очень даже сносный напиток, а полезных свойств больше.
Мудрый в гору не пойдет – мудрый на гору заедет (Перевал Седло)
Подниматься с Черного Озера на вершину горы – отличная идея, если вам делать нечего. Куда лучший способ восхождения пролегает через сами горные вершины по самой высокогорной дороге этой страны — Перевал Седло (Saddle pass) – то, ради чего начиналась вся поездка.
Увидев лишь одну фотку пути в интернете, как я тут же загорелся желанием промчаться по этому адриатическому “тоге”. Найти эту дорогу на карте не сложно. А проехать по ней – это обязательная часть путешествия или вы вообще тут не были. Плюс, когда человек изобрел машину и создал этот перевал, то в потовыделяющих велосипедах и горных восхождениях отпала всякая нужда – и вот почему:
Это, черт возьми, самая красивая и необычная дорога в Черногории! Главное, что вы ничего не потеряете, и даже получите новое и неиспытанное раньше чувство. Если начинать hill climb с восточной части парк, как сделали мы, то уже буквально скоро, а по этой дороге время не замечаешь, вы доберетесь до одинокой кафешки, где в окружении горных массивов и зеленых холмов на высоте 2 километров можно испить густой черный кофе. Эдакое доброе утро в Дурмиторе.
Если все-таки вы хотите подкачать икры — то вперед. Самая крутая горная вершина Дурмитора расположена в адекватной доступности от этого альпийского кафе. Так кстати многие тут и делают, оставляют авто на одном из участков дороги, берут кроссовки и топают выше к небу.
А перевал Седло — это бесконечный слалом на высоте более 1900 метров, с которого открывается вид девственно-чистой природы, с большими белыми камнями, словно горох лежащих на склонах, а в долинах стоят одинокие дома пастухов, которые без стеснения переводят скот через дороги с холма в долину. Вид волшебный везде, где бы не остановились поглазеть, а останавливаться вы захотите часто, уж поверьте.
За каждый поворотом, с каждым новым метром вас ждут необыкновенные пейзажи, непохожие на заурядные горы в густом лесу. Небольшие озерца, огромные белые камни, пустые вершины, ледяные пики, пастушьи домики и пастбища – вот что будет вас ждать. Берите мольберт, краски, растворитель и ТВОРИТЕ. Не умеете рисовать – читай, пишите стихи, составляете бизнес план. В этих местах даже человек с фантазией бревна получит массу вдохновения и заряд эмоций.
Ну и блюдите скорость — вот такую картину тут можно встретить частенько.
Сама дорога – это идеальный спец участок для мирового ралли. Она требует определенных навыков для быстрого вождения, и при определенном опыте и сноровке тут и на Фиате 500 можно стрелку спидометра заставить нервно выкручиваться. Многие пишут, что дорога очень опасная – не слушайте. Она узкая, поэтому водителям с плохим чувством габаритов сюда поездка заказана. Но опасная ли? Смотря с какой точки взглянуть. Не такая как к Острогу – вот там можно спикировать.
Проезд по дороге, отдых и фотографирование заняло у нас примерно 4 часа.
Пивское озеро и мост для драг-рэйсинга
Где начинается более опасная дорога – так это уже на выезде с парк по пути к Пивскому озеру почти на границе с Боснией. Первое, о чем вы думаете – это озеро пива. И самые разные фантазии будут неверными, так как озеро это исключительно голубого цвета, словно туда разлили краску. Достопримечательность – мост для драг-рэйсинга через озеро. Тут то можно проверить разгонные качества вашего авто! Почему именно он? За сотни километров пути – единственная прямая и в принципе безопасная дорога – это этот мост.
Маршрут сюда потрясный – куча поворотов на 180 в стиле Initial D через выдолбленные в скалах дырки – так тут называют тоннели. Дырки потому, что стены ничем не облицованы, а судя по краям дороги — в любой момент на крышу может прилететь булыжник в 100 кг. Вообще было желание шлем надеть!
такие вот тоннели
Где на пути обратно покушать и заправиться – так это город Никшич. Подруга, которая живет в Никшиче рассказывала о местных достопримечательностях этого города, но времени на это у нас к сожалению, не было. Так что если у вас иная ситуация, то посетите Slano Jezero, Krupac, Leverovici, пивоварню, Kapetanovo Jezero, горы Zurim и Trebjesa. Иначе впечатления от города будет удручающее, как это было у нас.
Монастырь Острог – главное не смотреть вниз
Последним место посещения нашего 2 дневного маршрута – был православный монастырь Острог. Построенный в 17 веке героем освободительного движения от турков – святым Василием Острожским. Наверное, самая отличительная особенность монастыря – то что он врезан в гору Острошка греда. И это выглядит действительно эффектно.
Еще больше чувство непонимания того, как в то время на горбу люди подняли все инструменты и материалы на такую высоту по крутым отвесным горам и построили такое чудо-сооружение – воплощение Веры и упорства.
Да и дорогая к монастырю – самая опасная во всей Черногории, как нам показалась. Вниз прошу не смотреть, чтобы ненароком руль не повернуть. От “прыжка веры“ вас иногда защищают бетонные блоки, а иногда ничего. В одном месте по пути на самом краю асфальт провалился, образовав нихилую дыру, в которой можно потерять подвеску. Так видели одну напуганную даму, чье колесо угодило именно в дыру. Но она была похожа на категорию водителей, которые носом прижмутся к лобовому стеклу, не видя впереди ничего, кроме края капота.
По приданиям дорогу охраняет святой Василий Острожский, поэтому “вылетов” в пропасть, что, судя по венкам на каждом километре горных путей для Черногории удивление, не случалось. Да прибудет с вами сила не купленных прав!
Путь домой в Тиватушку
Уже после обеда вся программа была выполнена и нам оставалось лишь вернуться домой по западной стороне Черногории. Из Никшича по М6, а затем по М11 до самого юга через серпантины и тоннели к закатному морю вниз по горе. Часа два по гладкой дороге вы просто катитесь вниз. Расслабляюще и с ветерком, эта дорога была легкой.
Доехав до самого моря у вас два выбора – поехать налево до Котора, а потом через длинный тоннель в Тиват, либо поехать направо, как сделали мы, до населённого пункта Каменари. От Каменари ходит автомобильно-пассажирский паром через пролив до Лепетане, что в 3 минутах езды от Тиватушки. Стоимость паром за легковой автомобиль – 4,5 евро.
Почему Фиат 500 — идеальная тачка для Черногории?
За пол тысячи километров горных и шоссейных дорог можно определённо сделать выводы об автомобиле. Fiat 500 с объемом 1.2 литра – не самая мощная версия, а с автоматической коробкой – и не самая резвая. Пробег у нашей перевалил за 120 тысяч. Но и её скромных характеристик вам хватит с лихвой даже для преодоления горных перевалов. Что смущало именно в нашей модели – это туповатый автомат. Заметно, как его потрясла жизнь. А если быть точным, то не автомат, а роботизированную коробку автомат. Так, перед светофором при переключении на пониженную пару раз сильно дернуло вперед. Короче, роботы — дешевый отстой. Что еще бесило, так это низкие холостые. Что бы начать движение нужно было буквально вдавливать тапку в пол. Почему же она тогда идеальна для Црна горы? Ее миниатюрный кузов создан для парковки на узких улочках и разъезде со встречной машиной в горах. Места в салоне более чем достаточно (для двоих). Динамика прохождения горных шпилек выдает причину почему Abarth всячески тюнингует эту машинку. Ее прелестный внешний вид, словно стальная панда, заставит прохожих обратить на вас внимание. Пятисотых Фиатов тут действительно очень мало, а черного цвета лишь одна в стране – и та была у нас =) А неспешность и размеренность идеально подходит под черногорское “полако”. + Средний расход в 5,5 литра – клад для “экономистов”.
Вы скажете – 70 лошадок это ни о чем. Come on, тут до сих пор бегают старушки Заставы 750 мощностью 25 л.с. Поэтому слухи о том, что для здешних дорог нужен двигатель минимум 1,4 литра – преувеличение. Это говорю вам я – поклонник объемных атмосферников. Наш Фиат легко преодолевал отметку в 120 км/ч – выше скорость дороги развить не позволяют. А в такой коробченке скорость чувствуется острее, чем в большом купе. PS: При желании есть 500-е объемом как раз 1,4.
Почему не брали дизельную машину, ни в первый, ни во второй раз – если у вас в планах истребить воробьев — вперед? Новые дизели слышно с соседней улицы. Бензин дороже всего на 20 центов, шума меньше на 200 процентов. Все ради матушки-природы!
Zastava 750 — и другие приветы из прошлого в Черногории
Застава 750 (она же Fiat 600) — самый популярный народный автомобиль Черногории, да и всей Югославии.
Сравните размеры. Посмотрите на миниатюрную машинку. И взгляните на авто эпохи комплексов маленьких габаритов.
Правда она куда гармоничнее вписывается в здешний пейзаж? 750-е тут можно встретить везде, на пляжах, в горах, на улицах в центре города и далеких отшибах на высоте 2000м.
К сожалению, этой народной марки уже нет, но память о ней будут хранить улицы бывшей Югославии еще очень долго. В хорошем и не очень состоянии.
Далее по популярности, из личного наблюдения идут Фольксваген Жук, которых также можно встретить везде и даже купить на обочине. Затем какие-то неведомые мне старые Рено 4 и Шкоды. А цены на малюток варьируются от всего 2000 до 5000 € за идеальные экземпляры. Вообще если пошататься по улицам Черногории — это самый настоящий авто музей под открытым небом.
Сколько мы потратили за этот Гранд Тур?
- • Аренда на 2 дня с доставкой в Тиват – 90 €
- • Бензин 98 и 100 ~ 46 € с излишком (см карту вначале поста)
- • Домик в Жабляке на ночь ~ 32 €
- • Черное озеро (Дурмитор) – 3 € / человек + 2 € авто
- • Паром Каменари – Лепетане – 4,5 €
- • Еда и вкусняшки в день – зависит от вашего аппетита!
Сколько стоил бензин в Черногории летом 2017?
- • 95 – 1,22 €
- • 98 – 1,25 €
- • 100 – 1,29 €
Что же значит это черногорское “полако”?
Дело в том, черногорцы немного ленивы, исключительно в хорошем смысле слова. А слово “полако” переводится как “не спеша”. Это не значит, что они тупят. Но они очень любят отдыхать. А летом под 30 градусным солнцем иначе никак, бегать точно никто не будет! Не бойтесь, что касается обслуживания туристов – тут сервис на максимуме, но в быту они “полако”. И мне это нравится =) Такие же ли они на дорогах? Не совсем. Читайте вторую часть нашего Гранд Тура на BMW 320 cabrio!
Специально для Давай Лаовай
Похожие Записи
« Браузер TOR — замена VPN для Китая и других стран Гранд Тур по Черногории. Часть 2: на модной колеснице по южным берегам »