Гранд Тур по Черногории. Часть 2: на модной колеснице по южным берегам
Жизнь слишком коротка, что водить “Короллу” (Дж. Кларксон)
После первых двух дней на панда-мобиле наш энтузиазм лишь возрос и решение взять более мощную колесницу, а именно BMW 320ci на вторую часть путешествия было самым верным. И так, вторая 2-дневная часть нашего Гранд Тура по Черногории началась. Отправная точка неизменно – г. Тиват.
♠ Данный текст является красочно-правдивым описанием и путеводными заметками 2-х дневного маршрута по крутой дороге в горы Ловчен через культурную столицу страны и по побережью Боки Которской с заездом в жемчужину Черногории. Это расслабляющий и кайфовый путь, который всем советуем. Вперед!
BMW 320 “silver cabrio” — День 1. Все выше в небо.
Место встречи все так же заправка EKO. Кстати, возьмите на заметку, оба арендодателя отдавали нам машину почти с пустым баком, а не полным, как мы ожидали. То есть вы тут же на заправке заливаете нужные вам литры. А что касается сравнительно старенькой BMW 3-й серии с прекрасным 6-цилиндровым двигателем, то она порадовала почти всем. Тонкая настройка сиденья для лучшего обзора, классическая приборная панель, добротные кожаные сиденья и твердый пластик – вот уже точно, чего не хватает в современных авто. Ну а вишенкой на торте была складывающаяся крыша. Это лучшее, что только можно было придумать для таких летних деньков!
При обилии электроники очень удивило отсутствие автоматически сворачиваемых боковых зеркал. Это показалось мне абсурдом. Будто тебе дали смартфон, который может связываться с другой планетой, но в нем отсутствует калькулятор. И да, какой был кайф после маленького Фиата включить “Drive” и почувствовать плавное движение машины вперед!
Разница между черногорским и русским арендодателем?
Это два абсолютно разных вида бизнесмена. Первый просто не парился, проверил что все кузовные элементы в норме и даже залог не взял. А второй очень контрастировал на фоне черногорца. Выполняя свою работу максимально качественно, с бумажкой обошел авто по периметру и записал в контракт каждую потертость на кузове. К слову, здешняя авто-культура похожа на итальянскую, точнее на ту, о которой слышал. Притереться бампером при парковке – тут не большое дело. Дороги узкие, места мало и все это понимают. Кроме нас. Да, я сам бы этого не понял, ведь у нас это не принято. Также думал и русский арендодатель. В заключении он взял с нас залог 100 евро и ушел.
Снова забегая вперед, машина прослужила нам надежностью, а мы ей аккуратностью. Ни одной царапки на прекрасном серебристом кузове мы не оставили. Однако, как это иногда случается, через 100 км и заправке в Цитине – у нас загорелся “чек энжин”. Ну и во время сдачи авто мои познания о том, что причиной всему скорее всего фиговый бензин и ошибки в компьютере не позволили снять с нас ни цента. Залог возвращен. Уверен, что хозяин авто знал о данной ошибке ранее.
В общем, поехали по второму маршруту!
В первый день все еще с зарядом гор в крови мы решили отправиться в следующую локацию, но уже куда ближе к Тивату – горы и национальный парк Ловчен с проездом и остановкой на 4 часа в городе Цетине.
Культурная столица Черногории – город Цетине
После посещения нынешней, непонятно почему столицы Подгорицы, мы захотели компенсировать недостаток прекрасного и отправились в бывшую столицу Черногории, и, пожалуй, самый культурно-богатый город – Цетине. С 1878 по 1914 гг. Цетине был центром культурной и общественной жизни южнославянских государств. Путь туда лежит через Будву, так что не пропустите поворот. Сама дорога до Цетине отличная. Широкое шоссе идущее вечно в небо со сменяющимися пейзажами. Если прибавить к этому откидывающуюся крышу – то просто музыкальный клип! Мощности у нашей 3-й серии более чем хватало что бы заставить мотор гудеть как надо и развивать нормальную скорость – да, после такого вы бы ни за что не захотели сесть в стоковый Фиат500! И поверьте, взяв серебристый кабриолет от БМВ вы будете смотреться куда изящнее, чем встретившийся нам на пути мужик в красном “Пежо 307”.
Вид на Будву по дороге в Цетине
Дорога шла весело и незаметно, и совсем скоро нас встретил расположенный между скалами и лесами скрытый городок. Вот она – воскликнули мы с первого взгляда – красота! Тихонько пробираясь по городским улочкам, глазея во все стороны, мы даже не смотрели где находится тот или иной памятник архитектуры. Настолько тут все в шаговой доступности. Поэтому остановились у первого ресторанчика прям напротив Национального Музея Черногории.
Некоторые экспонаты из Национального музея
На заметку, АЗС есть прям у въезда в город.
С парковкой тут нет проблем. Оба места где мы останавливались – бесплатные и легко досягаемые. Легко оставляйте коня на гравийке у монастыря (читаем ниже) и не волнуйтесь. Почему? Нас удивило что даже в пик отпусков тут очень мало туристов. За первые 10 минут прогулки и обеда сложилось впечатление что сюда ездят исключительно ценители и исключительно на своих авто – нам же лучше! Тут нет ни давки, ни очередей. Все тихо и размеренно и всё благоволит для приобщения к “высокому”.
Звучит как-то по-снобски, согласен, но Цетине весьма отличен от других городов почти во всех планах.
Цетиньский монастырь – часть креста Иисуса и рука святого Иоанна Крестителя
Мы лишь знали, что в монастыре хранятся одни из самых важных реликвий Православия и Христианства, что подогрело наш интерес. И несмотря на это тут почти не было посетителей!
Для сравнения в Острог, видимо изрядно распиаренный туроператорами, очередь была впечатляющей. Возможно благодаря отсутствию толкотни или же непривычной разговорчивости и приветливости монахов этот монастырь пришёлся нам по душе куда больше. Перед входом есть краник со святой водой, чтобы умыться или утолить жажду. Очень нас спас.
Вход внутрь бесплатный. Однако любопытно, что в Черногории при входе в храм главное закрыть колени (как мужчинам, так и женщинам), женщинам также плечи и грудь, но голова может оставаться непокрытой. Служитель вас вежливо поприветствует и попросит взять бесплатный платок на время посещения монастыря.
Монастырь является символом города. Впервые был построен 1484 году. Однако после многочисленных разрушений и сожжений турками современный облик приобрел лишь в 1927 году.
🔸Именно тут хранятся важные святыни – десница святого Иоанна Крестителя — нетленная рука, возложенная на голову Иисуса при крещении. И кусочек креста, на котором был распят сам Иисус. Что касается нетленной руки – в это сложно поверить, даже увидев. Это можно сделать в специально отведенное время, примерно после обеда, когда монахи открывают золотой саркофаг, в котором лежат реликвии. Туристы могут по одному подойти к нему, приложиться и посмотреть на это чудо. Естественно никаких фотографий делать нельзя. Реликвии были переданы Мальтийским орденом в 1799 году Российской империи, Павлу I в Зимний Дворец, но в 1919 году они, к счастью, были успешно вывезены в Цетиньский монастырь – символ духовной связи с Россией.
Кот-охранник святыни. В Черногории мы видим такое не в первый раз
Пройдя за монастырь и поднявшись в Орлиную гору (Orlov krš) мы оказались на обзорной площадке, где сторожевой кот охранял мавзолей митрополита Данило—одну из главных достопримечательностей города.
Вид на центральную часть Цетине с Орлиной горы
Билет за 5 евро – пропуск во все музеи Цетине
Обход города начали с Дворца Бильярда. Находится он прям напротив монастыря. Тут в свое время стоял первый в Црна Горе бильярдный стол. И не важно, что стоял он в одной из сотни комнат – название очень интригующее! К сожалению стол тот сгорел, а на его месте стоит реплика. Фотографировать тут воспрещалось, но имея возможность зафотографировать тут все, мы не решились нарушать покой палат. Сходите и вам понравится.
С другой стороны дворца можно посмотреть на рельефную карту Черногории, созданную австрийцами. Прикольно.
Вообще, тут что не здание – то музей или реликвия. Тут вам и Дом Правительства, Голубой Дворец (название от цвета дома, естественно), и множество других особняков, которые поныне хранят историю Черногории и России.
Да, именно Российской Империи. К примеру, в Доме Правительства висят прекрасные портреты последнего императора с его женой. Плюс тут стоят множество подарков от Империи. В общем тут есть на что посмотреть и что узнать. А если вам повезет, как и нам, то можно будет примкнуть хвостом к англоязычному гиду.
Черногорская вышиванка (Этнографический музей Цетине)
Да, точно, при входе добрые кассирши предложили нам не покупать билет в каждый дворец/замок/музей по отдельности, а взять комплексный билет за 10 € (5 € для студентов). Удобно и копейку сэкономите.
Голубой дворец в Цетине
После всех главных музеев обязательно стоит пройти и по пешеходной улице. Она изобилует различными магазинчиками, сувенирными и интересными домами. Как и другими менее значимыми, но не менее интересными музеями.
Дворцовая церковь Негошей в Цетине
«Сей святый храмъ рождества пресвятыя богородицы
воздвиже благовђрный государь князь черногорскiй
Николай i. петровичь нђгошъ въ лето от сотворенiя
мира 7394 от рождества христова 1886 на основђ
бывшей здђ церкви созданђй благовђрним государђмъ
зетскимъ иваномъ Черноєвичемъ.»
Влашская церковь и монумент «Ловченска вила»
Забор церкви выкован из переплавленных турецких орудий. А «Ловченска вила»- женская фигура с лавровым венком и мечом. Памятник в честь черногорцах-эмигрантах, которые в ходе Первой мировой войны сочли своим долгом вернуться на родину добровольцами, но судно на котором они шли было затоплено у берегов Албании.
Дом благородных девиц
Красивые улочки Цетине
Архитектура – это вообще отдельное. Умопомрачительно…и даже немного мрачно, прекрасно-мрачно! Так нас впечатлило здание бывшего Французского посольства.
В Черногории настолько хороша развита система парковок, что в Цетине есть даже парковка для собак О_О у одного из супермаркетов. Такое вижу впервые вообще.
Горы и национальный парк Ловчен
Подъем в горы такой же красивый и необычный, как и везде в Черногории. Кстати, по ходу можно остановиться в одном из многочисленных авто кэмпингов что бы провести в лесу и горах денек-другой. Некоторые из них, из того что видели, предлагают в прокат квадрациклы!
С парковкой на пике Ловчена было не просто, так что не суйтесь в самый верх, если не уверены, что сможете потом запарковаться. Тут есть кафе и туалет. Вход в сам парк стоит 3 евро. На верху стоит значимая достопримечательность – мавзолей Петра II Петровича Негоша.
Это серый монолит, оформленный в греческом стиле, как на первый взгляд, а на входе стоят 2 каменные черногорки. Впечатляет. Внутри же стоит памятник самому Петру II Негошу, а потолок отделан золотой мозаикой!
Историческая справка: Петр II Негошь – правитель Черногории, философ и поэт. Его дядю звали Петр, Петр I если быть точным, но не русский, а черногорский. Но, как и наш Петр I, он был, пожалуй, одним из самых важных правителей Черногории. Дядя хотел отправить Раде (так звали Петра II при рождении) на учебу в Россию, но к сожалению, не хватило средств. При поиске преемника престола взор Петра I “черногорского” пал на Раде. Так юноша в 17 лет принял монашество и стал правителем страны. Петр II взял политику на объединение страны, поскольку в то время Црна Горы была полна воюющими между собой и с Турками племенами. Он укрепил границы, усилил институты власти, восстановил типографию, оборудование для которой привез из России. Вообще еще с давних времен отношения наших двух стран были весьма теплыми, это конечно касается не только типографии…но это уже совсем другая тема. Умер Негош в 37 лет, оставив после себя неизгладимую память.
Смотровая площадка в Ловчене
С пика горы открывается прекрасная 360 панорама на природу Черногории. Тут действительно можно вкусить частично дух этой земли, этой страны. Вид на залив тоже не оставит вас равнодушным. Не смотря на ветер и прохладу тут можно просидеть довольно долго…или пропрыгать охотясь за фотками или орлами, только не упадите). В ясную погоду будет даже видно Которский Залив.
В парке растет 1300 видов растений, т.е. 1/3 всей флоры Черногории.
Пожары в Черногории
Лето 2017 немного омрачило как Черногорию, так и соседние страны. Лето выдалось жарким. Кому не повезло поселиться в домах у будущих очагов – были эвакуированы. Министерство туризма даже не рекомендовало ехать в Црна Гору…..однако все было не так уж и страшно. Возможно уже часть потушили, возможно негодные СМИ просто раздували свой пожар.
Выжженная земля
Сам огонь и его последствия мы периодически наблюдали на протяжении всех 4-х дней нашей поездки. И в горах, с вершин которых были видны выжженные участки земли и по вечерам пылающие зарева на полуострове Луштица.
С высоты видно множество еще тлеющих очагов
Причина пожаров: авторитетные источники поведали, что Луштица горит по воле бизнесменов, которые хотят выкупить сгоревшую землю по бросовой цене под застройку. А вот горы и парки горят по вине самих людей. Какой уровень ответственности побуждает людей кидать бычки в сухую листву – известно только им. Так был пойман один польский студент-турист. Хотя само тушение пожаров мы видели лишь раз – в Ловчене. В остальном пожарные вертолеты и самолеты в аэропортах стояли на отдыхе.
В общем, Цетине попал в наш рейтинг ТОП городов Црна Горы, а мы отправились в наш Safe House в Тиватушке по тому же маршруту через Будву, по которому и прибыли сюда. Так завершился наш первый день.
BMW 320 “silver cabrio” — День 2. На длинных берегах.
Второй день мы посвятили пляжу и неспешным покатушкам вокруг Боки Которский с заездом в местную жемчужину – город Пераст.
Пляж Альмара – определенно “must visit”
Первым делом после утреннего кофе мы отправились купаться. Almara Beach resort, который нам посоветовал домовладелец, тоже находится на полуострове Луштица, как и Голубые горизонты. В 20 минутах езды из Тивата. И тоже выходит почти в открытое море. Эти два пляжи очень близки к друг другу, но они абсолютно разные. Лишь одно неудобство тут — парковка работает по схеме бронирования заранее и авто пришлось оставлять на обочине. Но сам пляж превзошел все наши ожидания…даже мои, человека, который не очень любит все эти солнечные ванны. Во-первых, пляж Альмара бесплатный для посещения со своим полотенчиком. Для желающих есть лежаки за сущие копейки. Плюс тут также в свободном доступе дешевые и переодевали. Но не за этим же приезжают люди, правда? Сама прелесть в здешней воде, прозрачной как стакан минералки и морском песке, нежным словно покрывало, без единого камушка или намека на мусор. Обычно как считается – раз пляж песочный, то грязный. Но это явное тому исключение. Плюс для неуверенных пловцов Вода тут по грудь до самых буйков – метров 30 от берега. В общем добавить тут нечего, двигайте на Альмару!
Пераст – город, коих ныне нет, город, где время остановилось.
Зарядившись витамином Д мы отправились колесить по побережью через Котор. Но тут мы не останавливались, ибо считаем, что этот город нужно посещать на своих двоих, что мы и сделали в первые дни. А нашей целью был Пераст – еще один исключительно особенный город Черногории, который заслуженно считается одним из самых красивых.
Историческая справка: Поселение времен неолита стало небольшим рыбацким поселком к 14 веку, но процветание городу принес венецианский период около 1482 года. После захвата турками большей части побережья жители Пераста задумались об укреплении города: так были построены крепость Святого Креста и оборонительные башни. За время владычества в регионе Османской империи городок Пераст был одним из островков свободы, который не был покорен. А отличившись в боях, Пераст стал пользоваться исключительными привилегиями и превратился в один из центров борьбы с пиратами. Так в город хлынул огромный поток денег. А поскольку в Перасте находилась одна из лучших морских академий, Петр I отправлял сюда из России перспективных моряков. Но в начале 19 века в регион пришла наполеонская армия, которая остановила процветание и этого города. Кстати, наполеонская армия разорила и осквернила не один город в Черногории, грабя реликвии и превращая церкви в загоны для лошадей.
Наикрасивейшее место Адриатики — Пераст
Город небольшой и растянут по побережью. Но что в нем самое классное – запрет на строительство и переделку зданий. То есть все 100% сооружений в Перасте находятся под охраной государства и являются историческим наследием. Хочешь переделать – весь интерьер в твоем распоряжении, а внешний вид должен оставаться оригинальным. Возможна лишь реставрация.
Припарковаться в городе тоже не получится, если вы не снимаете тут отель. Дело в том что в городе лишь одна. ОДНА улица. И та шириной в 3 метра у моря. Поэтому если вы едете со стороны Котора, то остановится можно у парковки на въезде в город с дальней стороны. С этим нам кстати очень повезло. Причем повезло не только с парковкой, но и с экскурсией на местный рукотворный остров. Каким-то образом нас из далека (да потому что мы были на красивом кабриолете) заприметил один из местных барыг-бизнесменов и показал нам только что освободившееся парковочное место (2 евро в день, охраняемое) и тут же отправил на лодку (5 евро с человека) курсирующую между сушей и островом каждые полчаса.
Рукотворный остров на рифе — госпа-од-Шкрпела
Местный остров – отдельная история — носит весьма труднопроизносимое название «Госпа-од-Шкрпела», что дословно переводится как «Богоматерь на рифе».
Этот рукотворный остров был построен поверх небольшого рифа, на котором моряки обнаружили икону Божьей Матери.
вот собственно сама икона. Обратите внимание на камень, которым отделали ларец снизу — таких в мире больше нет, а его стоимость превосходит наивысшую математическую степень.
В честь этого события небольшой природный риф со временем был превращен в насыпной остров, на котором и возвели церковь Богоматери, где и находится та сама икона Божьей Матери, размещённая на своём первоначальном месте. На островке в общем-то больше ничего и нету, а по площади он совсем крохотный, так что 30 минут вполне достаточно для посещения церкви (вход 1 евро на человека) и парочки фоток возле маленького маяка на краю острова.
гармония цветов
В церкви расположен и музей, и различные экспонаты, привезенные в том числе из далекой Японии. И множество разных красивостей.
Прям Госпа-од-Шкрпела есть другой остров – Остров Мертвых (или менее пафосно остров Свети-Джордже). Полтора века назад тут перестали хоронить знаменитых моряков, так что это остров-кладбище, огороженный стенами и какой-то постройкой. Однако заявления о том, что вход туда воспрещен – ложны. Там на лежаках отдыхала парочка, возможно привилегированных, туристов.
Символом города тут является конечно установленная в 1691 году 55-метровая колокольня у Церкви Святого Николая. Вход на колокольню стоит всего 1 евро, и подняться туда просто необходимо, чтобы насладиться панорамой на залив и побережье. Но берегите голову и себя)
Пераст – это тихое местечко, где что ни здание (обязательно подписанное) – то истерическое. А узкие улочки придают месту еще больше атмосферности. Если бы я выбирал место для средневекового фотосета в средиземном стиле – я бы выбрал именно Пераст.
Вид на город с колокольни
Обратный путь мы повторили как на Фиате — доехали до паромной переправы Каменари – Лепетане, описанной в первой части Гранд Тура. А вечером отдали прекрасного коня в руки владельца.
Вывод: после поездки по Черногории я кое-что для себя понял. Я все также не смог бы жить в городах не у моря – в них скучно, душно и … нет моря. Но Жабляк и Цетине, перевернувшие мои уклады, стали исключением.
Сколько мы потратили за этот Гранд Тур?
- • Аренда на 2 дня с доставкой в Тиват – 140 €
- • Бензин 95 ~ 40 € с излишком (см карту вначале поста)
- • Билет во все музеи Цитине (студенческий) – 5 €
- • Горы Ловчен – 2 €
- • Вход в мавзолей Негоша – 3 €
- • Стоянка в Перасте — 2 € за весь день
- • Лодка на остров Госпа-од-Шкрпела туда и обратно – 5 €
- • Колокольня в Перасте, Церковь Святого Николая, Церковь на рукотворном острове — все по 1 €
- • Паром Каменари – Лепетане – 4,5 €
- • Еда и вкусняшки в день – зависит от вашего аппетита!
Сколько стоил бензин в Черногории летом 2017?
- • 95 – 1,22 €
- • 98 – 1,25 €
- • 100 – 1,29 €
Аренда кабриолета в Черногории?
Перелопатив множество сайтов аренды авто, сделал вывод, что нормальный + надежный лишь один: https://montenegro.rentacarfor.me/ . Высылают все квитанции, явки, пароли. Помогают с изменением даты. И главное — тут оочень много разнообразных авто на выбор на любой вкус по самой адекватной цене. На других сайтах либо цена завышена, либо кроме “гольфов” ничего нет. + арендуя авто у частников вы рискуете попасть на штраф, если у него будут проблемы с оформлением на вас автомобиля. Как поведал хозяин нашего особняка – бывали такие случаи.
Особенности автомобильного вождения в Черногории
ГИБДД в Черногории.
Ментов тут почти нет, ни днем ни вечером, а это туристический сезон. За 750 км пути нас остановили лишь раз на горной дороге у Колашина. А когда сотрудник увидел мои права, то с удивлением переспросил мою фамилию, словно ее знает вся страна и пожелал счастливого пути. Второй раз мы увидели наряд, который остановил мопедиста без шлема и подругой с Джони Уолкером позади. Так что мифы о коварных, прячущихся по кустам злых “русских” ментах, не состоялись. Они, как и везде, останавливают скорее по делу или кому не повезет, но лишь проверить удостоверение. Однако, чего не следует забывать, так это включить фары и пристегнуть ремень.
Скоростной режим?
Но что стало раздражать спустя некоторое время – это скоростной режим. Нет, нет, низкое ограничение в городах и поселках – это умная вещь. Но ехать по пустой трассе со скоростью 50-60, когда в руках у тебя серебристый баварский кабриолет, пусть и не самый “лошадиный” — это мука. В итоге скорость на трассах тут мало кто соблюдает, что наводит на следующий вопрос…
Как водят местные и “понаехавшие”?
И снова миф был развеян, но лишь отчасти. Безумные водилы, которые будут въезжать вам в задний бампер, если вы надумаете пропустить пешехода на зебре – тоже лишь слух. Резко снижать скорость с 60 до 10 в потоке – за это вас не погладят по голове ни в одной стране. Хотя и вправду, водители тут довольно резкие. Но это объяснимо – узкие дороги. Водители (особенно шоферы автобусов) не привыкли плестись 10 км/ч в страхе увидеть пешехода на дороге или наглеца, выезжающего со “второстипенки” не убедившегося в безопасности, таких тут почти нет, но на зебре или тем более в экстренном случае они остановятся, может и резковато, но остановятся. Сложилось впечатление, что состояние тормозной системы – должно быть самая важная штука в Черногории для автомобилистов.
Соблюдают ли тут скорость? Стоит чуть-чуть свернуть с “приморского авеню”, как все тут же плевали на скоростной режим. Местные тут водят либо медленно и размеренно, либо довольно лихо и уверенно. Причем вторые не матюгаются на первых за стиль “полако”, а кого действительно стоит держать на чеку – так это туристов. Шутка это иль нет, но подслушав одного из гидов в городе мы узнали, что в соседней Албании авто появились лишь 20 лет назад, поэтому они водят хуже всего xDD
Что же значит это черногорское “полако”? Дело в том, черногорцы немного ленивы, исключительно в хорошем смысле слова. А слово “полако” переводится как “не спеша”. Это не значит, что они тупят. Но они очень любят отдыхать. А летом под 30 градусным солнцем иначе никак, бегать точно никто не будет! Не бойтесь, что касается обслуживания туристов – тут сервис на максимуме, но в быту они “полако”. И мне это нравится =)
Что делать, если вы пешеход? Касательно передвижения на своих двух, то перед зеброй просто дайте секунду понять, что собираетесь переходить, и вас пропустят…не первый, так второй. (Если поедете в Китай, забудьте об этом…там вас задавят и на зебре, и на пешеходной улице).
Специально для Давай Лаовай
Похожие Записи
« Гранд Тур по Черногории. Часть 1: Fiat 500 или “езда в стиле полако” Шанхайский авто музей или авто-лувр Поднебесной »