Однажды в 1954 — Гран При Макао

Сен 1 • Гараж, Гран При Макао • 61 Просмотров • Комментариев к записи Однажды в 1954 — Гран При Макао нет

Когда однажды днем в 1954 году во время беседы за чашкой кофе четверо мужчин решили провести испытания автомобиля в Макао, они были далеки от мысли, что «шутка», которую они намеревались воплотить в жизнь, однажды приобретет тот размах, который сегодня имеют события на Circuito da Guia. По сути, Гран-при Макао родился от нечего делать. И кто так говорит, так это инженер Маседу Пинту, один из четырех энтузиастов, ответственных за то, что в Макао появились гонки. Маседо Пинто, Карлос Силва, Пауло Антас (уже покойный), Капитан Круз (Macedo Pinto, Carlos Silva, Paulo Antas, Captain Cruz). Они часто встречались вчетвером, и однажды…

В начале 1950-х годов население Макао составляло около 200 000 человек, а на дорогах было около 600 автомобилей, включая легкие и тяжелые машины, а также мотоциклы. Молодое поколение проявляло большой интерес к мотоспорту, о чем свидетельствует спортивный фестиваль, состоявшийся 18 октября 1953 года на Кампо Деспортиво 28 де Майо (Campo Desportivo 28 de Maio (Canídromo)). Мероприятие было организовано местными клубами «Бенфика» и «Спортинг», а спонсором выступила Лауринда Маркес Эспартейро (Laurinda Marques Esparteiro), жена губернатора. Средства, вырученные от продажи билетов, были переданы в фонд «Рождество для бедных в Макао». Фестиваль включал в себя соревнования по велоспорту и автомобильную чжимкана, в ее проявлении середины прошлого века.

Если касаться имен, то тогда на джимкане отличились: доктор Аделино Барбоза да Консейсан (Adelino Barbosa da Conceição) и Мария Леопольдина Пинто Рибейро (Maria Leopoldina Pinto Ribeiro) заняли первое место с итоговым временем 7 м. 25 с. (с двумя ошибками). Доктор Антониу Ноласко да Силва (António Nolasco da Silva) и его жена заняли второе и третье места с итоговым временем 7 м. 56 с., а капитан Жулио Аугусто да Круз (Júlio Augusto da Cruz) с женой финишировали за 9 м. и 7 с. Господин Жозе Алвес (José Alves) и его партнерша Мария Елена Невес да Силва (Maria Helena Neves da Silva) получили утешительный приз.


ACP Magazine — Dec. 1954: статья в журнале и некоторые изображения, опубликованные в нем с первого Гран При Макао. Центр документации ACP — Португалия

Фернандо Маседо Пинто (Fernando Macedo Pinto)

Пол Дю Туа (Paul Du Toit) на Triumph TR2 #8 Macau GP 1954

В первые месяцы 1954 года у группы частных лиц возникла идея организовать уже более масштабную джимкану в разных частях Макао. Джимкана — это что-то вроде прохождения припятсвий и выполнения некоторых элементов на автомобиле, напрм. езда между конусов, развороты на 180 и тп на определоенном участке дороги. После получения технической консультации от одного швейцарца, проживающего в Гонконге, было решено, что условия подходят для более масштабного мероприятия — Гран-при! Группе пришлось установить множество контактов, в том числе с Automóvel Clube de Portugal (ACP), организацией, имеющей опыт организации соревнований по автоспорту с момента своего создания в Португалии в 1903 году

Маседо Пинто сказал:

«…В Макао было не более 300 или 400 легковых машин. Однажды днем, болтая в кафе, мы решили организовать джимкану, но джимкану с необычными особенностями. Карлос сильва не забыл написать в гонконг, в местный автомобильный клуб, с просьбой предоставить информацию о том, как организовать гонки, в которых, по нашей идее, должен участвовать весь город.
Они даже написали, и ответ не заставил себя ждать. Ответ, кстати, оказался совсем не таким, как они ожидали, поскольку на сцене появился человек швейцарского происхождения, Поль де Тоис (Paul de Tois), как его зовут, и который, по мнению маседо пинто, заслуживает чести считаться «отцом» гран-при макао.
Так вот, поль де тоис, вместо того чтобы писать и отправлять информацию, решил поехать в макао лично, воспользовавшись выходными.
Он, человек фантастически динамичный, сразу перешел к делу и спросил нас, что мы хотим сделать.
Мы сели в машину и поехали на нынешнюю трассу guia, по маршруту, который мы уже наметили. И наше удивление было огромным, когда мы увидели, как пол де тоис преображается в лице.
Он воскликнул. Это не может быть просто джимканой. Это трасса гран-при!
Однако поль де тоис, со всем своим динамизмом и необыкновенной способностью убеждать людей, заставил их понять, что он не шутит, он действительно настаивал: — у вас есть трасса, которая лучше, чем монако. Я и представить себе не мог, что в макао может быть такое! И что несомненно, так это то, что четверка решила сопровождать этого человека. Даже если он был сумасшедшим, он убедил их.»

Решающий разговор состоялся в кафе отеля Riviera — «центре встреч Макао», как гласила реклама того времени

Основатели Гран При Макао

Перед последними выходными октября 1954 года, датой проведения первого GPM (Grande Premio de Macau) (30 и 31 окт.), пришлось немало потрудиться тем, кто вынашивал идею, а затем и организационному комитету гонки.


Eduardo de Carvalho

«По задумке, трасса должна была охватить весь город» — Фернандо Маседо Пинто.

17 июля 1954 года на пресс-конференции в отеле «Ривьера» была публично объявлена программа четырехчасовой гонки (Гран-при). До сих пор не была определена конкретная дата — на дворе стоял октябрь, — однако было очень четкое представление о ходе испытаний: отправление из Внешнего порта перед мостом 2 Капитана портов в направлении Эстрада де С. Франсиско (Estrada de S. Francisco), Эстрада дос Парсес (Estrada dos Parses), Касильяс (Cacilhas), Рамал дос Мурос. Д. Мария (Ramal dos Mouros. D. Maria), Руа-душ-Пескадорес (Rua dos Pescadores) и до проспекта доктора Оливейры Салазара (Av. doctor Oliveira Salazar) — того, что сейчас является проспектом Амизаде (Av. da Amizade) — в общей сложности 3,9 мили (6,27 км).
На этом событии присутствовали Карлос Умберто да Силва (Carlos Humberto da Silva) , капитан Жулио Аугусто да Круз (Júlio Augusto da Cruz) , капитан-лейтенант Мануэль Пирес Антес (Manuel Pires Antes) , уже известный нам технический агент Фернандо Маседо Пинто и доктор Антонио Ноласко да Силва (Antonio Nolasco da Silva).


Разгрузка автомобиля Эдди Карвальо


На следующий день газета O Clarim сообщила: «Под руководством Его Превосходительства губернатора провинции делегация Автомобильного клуба Португалии (ACP) будет работать в Макао». Первым делегатом будет назначен Карлуш Умберту да Силва, функции которого на протяжении многих лет также выполнял Антониу Ноласко да Силва.

По информации газеты, решающий вклад в эту инициативу внес губернатор Жоаким Маркес Эспартейру (Joaquim Marques Esparteiro), который «пообещал всяческую поддержку и предложил делегации свое высшее и компетентное руководство, чтобы в будущем она могла рассчитывать на организацию, основанную на прочном фундаменте и приносящую большую пользу провинции, как с туристической и спортивной, так и с экономической точки зрения».


Стенды раньше были из бамбука

Был сделан решающий шаг к созданию организационного комитета Гран-при Макао, который возглавит местная делегация ACP. В выпуске от 25 июля 1954 года назеты O Clarim объявил окончательные даты гонок: в субботу, 30 октября, в 13:00 (тренировки длятся полтора часа, в 8:00), а на следующий день — Гран-при.

Благодаря энтузиазму Пола де Туа родился 1-й Гран-при Макао, который получил огромную поддержку гонконгского автоспорта и заслужил расположение властей территории.

Была построена бамбуковая трибуна, и автомобили отправились в путь. Невероятное сочетание различных автомобилей. В те времена, со слов Пинто, отрезок между Каса-Бранка (Casa Branca) и Рамал-дос-Моурос (Ramal dos Mouros) была грунтовой… Пинто, помимо того, что был организатором и участником соревнований, помнит также, что на этом участке трассы пыль заставляла гонщиков ориентироваться по верхушкам деревьев! Для истории, однако, есть и другие факты, например, что часть трассы вообще сломалась во время гонки (как? не ясно). Но, несмотря ни на что, нельзя сказать, что все пошло не так.

Подготовка

Как только программа гонки была определена, 15 августа 1954 года местная пресса сообщила об открытии регистрации на участие в гонке, которая будет проводиться в соответствии с Международным кодексом Международной автомобильной федерации и правилами, определенными организацией.

«Регистрация на автоспортивные соревнования, организуемые делегацией Макао Automóvel Clube de Portugal, уже открыта и завершится 1 сентября.


Поль дю Труа, швейцарец, внесший большой вклад в ГП Макао, классифицирован на 2-м месте

На Гран-при Макао уже зарегистрировались двадцать гонщиков из Гонконга, в том числе две женщины. На тот день от Макао в Гран-при уваствовал только один гонщик — Фернандо Маседо Пинто.

Регистрация на Гран-при была бесплатна в начале, затем взимались сборы.

15 сентября 1954 года были объявлены результаты регистрации. «После окончания регистрации на Гран-при Макао и тест на регулярную скорость, которое проводилось в тот же день (что-то типа ралли для любителей) было установлено, что 25 участников зарегистрировались на первую гонку и 24 — на вторую. В Гран-при только три участника из Макао, остальные — из Гонконга; в тестах на регулярную скорость — 14 участников из Макао. Эти тесты пройдут 30 и 31 октября. 9-го числа г-н Карлос Умберто да Силва (Carlos Humberto da Silva), один из организаторов автогоночных соревнований, прочитал интересную лекцию о «Гран-при Макао» на обеденном собрании Ротари-клуба Макао».

В конце сентября 1954 года стали ощущаться первые последствия события, которое полностью изменит спокойную жизнь в городе. Немногочисленные существующие отели, пансионаты и гостиницы (Bela Vista, Riviera, Central, Grand Hotel и т. д.) быстро оказались полностью распроданными, и в газетах появились объявления с просьбой к частным лицам сообщить о готовности снять комнаты на тестовые дни.

Гонка должна была состояться при поддержке полиции и армии, которые предоставляли на трассу маршалов… Хронометраж, конечно, был ручным, а счетчик кругов велся с помощью календарных листов…

Регламент и трибуны

В начале октября организация обнародовала регламент Гран-при. В них мог участвовать любой «спортивный автомобиль современного производства или любой спортивный автомобиль с внесенными модификациями или без них», как заводской, так и модернизированный, с целью улучшения характеристик. Водителям (в каждой машине могло быть два водителя) сообщили, что они могут использовать только 85/90-октановый бензин и не могут пользоваться посторонней помощью во время гонки, иначе их дисквалифицируют.


Стартовая решетка 1-го Гран-при Макао 1954 года

Стартовая решетка 1-го Гран-при Макао 1954 года

Правила также распространялись на зрителей, которым запрещалось пересекать трассу во время тренировок и гонок. Для обеспечения доступа внутрь периметра автодрома существовал только один вход. Он находился рядом с Кальсада-де-Сан-Франциско (Calçada de S. Francisco), где располагались билетные кассы (хотя были и другие места, где можно было приобрести билеты). В этом районе находился верхний мост, по которому пешеходы могли попасть на автодром — через проспект доктора Родриго Родригеса — не переходя дорогу. Подобные мосты были еще рядом с Рамал-дос-Мурос (Ramal dos Mouros) и на финишной линии (известной как Посто Централ), в данном случае исключительно для маршалов, директора гонки и журналистов.

Несмотря на то, что на многих участках трассы не было достаточного количества оборудования, позволяющего максимально обезопасить пилотов и зрителей (это были другие времена…), вопросы безопасности и спасения не остались без внимания организации. Вдоль трассы были установлены четыре поста скорой помощи, десять сигнальных постов, девять постов расчистки трассы, четыре пожарно-спасательных поста и тринадцать телекоммуникационных постов с прямой связью с центральным постом на финишной прямой. В этой зоне были зарезервированы места для аккредитованных СМИ, а также установлена станция голосового сопровождения для информирования публики о ходе гонок. В этом самом оживленном месте на всей трассе также было установлено большое табло, на котором писалась классификация гонок.


Старый вид на холм Сан-Франциско — автодром Макао

холм Сан-Франциско сейчас (05.2023)

Чтобы обеспечить зрителям наилучший вид на автодром, были установлены четыре трибуны, способные вместить две тысячи человек.

Помимо касс рядом с автодромом, билеты поступили в продажу 25 октября в отеле Riviera (перекресток BNU), в Pousada Macau (на nº 1 Travessa do Padre Narciso, рядом с Правительственным дворцом) и в Firma H. Nolasco & Ca. на улице Руа-да-Прайя-Гранде.
Цены варьировались от MOP7,50 за центральный стенд до MOP5 за боковой. За пределами стендов были места для пешеходов по 50 авос за человека.


Шпилька Фамуда Мелко в 1954 году… стюарды были военными

Шпилька Мелко сейчас

Особенность цен в Clube Náutico заключается еще и в том, что он расположен в привилегированной зоне трассы (в районе финишной черты). Здесь, по договоренности с гоночной комиссией, стулья стоили по 2,5 патака за штуку, а также предоставлялся доступ к столику. Без столика билет стоил полтора патака.


Гран-при Макао 1954 года, фото Lei Iok Tin
Пеннелс Хили (Pennels Healey) гонится за победным TR2 по склону холма Гиа в 1954 году. Пыль на обочине вызвала множество проблем с видимостью (C&N)

«Восторженные споры»

Когда все было готово к первому Гран-при Макао, 28 октября 1954 года первые пять автомобилей для участия в гонках прибыли в Макао из Гонконга. На следующий день прибыли остальные, и вместе с теми, кто уже находился в Макао, в общей сложности получилось 25 автомобилей.

Гран-при 1954 года в Ле-Мане стартует в 3 минуты после полудня в воскресенье, 31 октября 1954 года. Р. Пеннелс, Хили 100, Дж. Белл, Морган, затем Э да Роча, П. Дютуа и Э. Карвалью Триумф TR2, Ф де Маседо Пинто, MG Spl, Белый/J Бартлетт Райли 2.5 и остальные (C&N)
та де фотка, шире, но похуже качеством (
1954 GP with Le Mans start at 3 minutes after noon on Sunday 31 October 1954. R Pennels, Healey 100, G Bell, Morgan, then the E da Rocha, P Dutoit and E Carvalho Triumph TR2’s, F de Macedo Pinto, MG Spl, A White/J Bartlett Riley 2.5 and the rest)

Несколько случайностей, включая аварии на тренировках (все гонщики должны были проехать хотя бы один круг по трассе во время тренировок), привели к тому, что только 15 машин выстроились на стартовой решетке, где губернатор размахивал португальским флагом, давая старт! Старт был дан в стиле «Ле-Мана», то есть с автомобилями, расположенными по категориям, лицом к морю и с пилотами, бегущими по сигналу старта к своим болидам.

«По сигналу старта все побежали к машинам, некоторые запрыгивали в них, другие быстро открывали дверь, заводя двигатель». Репортаж был сделан журналистом газеты O Clarim в выпуске от 4 ноября, а самым быстрым гонщиком на старте оказался Гордон «Динга» Белл (Gordon “Dinga” Bell), который проехал самый быстрый круг в том году за 4 минуты и 12 секунд, управляя Morgan.

После 51 круга по трассе Guia Circuit (длина каждого круга составляла 6,2 км) общей протяженностью почти 320 км, за 4 часа, 3 минуты и еще несколько секунд, клетчатый флаг был показан Triumph TR2, автомобилю под красным номером, который возглавил португалец Эдуардо де Карвальо (Eduardo de Carvalho). Победитель первого Гран При Макао совершил после триумфального финиша круг почета, где ему аплодировали тысячи людей, а затем получил от губернатора Лиссабона кубок, изготовленный специально для этой цели. Компания «Омега», поставляющая хронометры для гонок, преподнесла настольные часы.

Так завершились два полных эмоций дня, в течение которых в гонках GP выделялся один автомобиль, занявший первые три места, — Triumph TR2.

Выпуск № 31 журнала Macau Newsletter (1954) подытожил наиболее значимые события.

«30 и 31 октября 1954 года делегация Automóvel Clube de Portugal в Макао провела автогонки, в которых приняли участие десятки национальных и иностранных гонщиков из Макао и Гонконга и тысячи зрителей, многие из которых специально приехали из соседней британской колонии. Программа (…) состояла из двух отдельных соревнований, за ходом которых с большим энтузиазмом и интересом следили зрители. В первый день был проведен тест на скорость, в котором приняли участие 20 автомобилей, 9 из которых были из Макао. На следующий день состоялся Гран-при Макао, в котором приняли участие 15 гонщиков, из которых только один был из Макао. Три других автомобиля из Гонконга не смогли принять участие в этой гонке из-за аварий, произошедших накануне.

Его Превосходительство губернатор преподнес художественный и красивый кубок, предназначенный для победителя, стоимостью около тысячи двухсот патак, который был специально изготовлен в Лиссабоне. На церемонии награждения присутствовали его бывшая Жена Его Превосходительства губернатора, госпожа доктор Д.ª Лауринда Маркес Эспартейро (Laurinda Marques Esparteiro), по приглашению Организационного комитета перерезала символическую ленточку, установленную для открытия трассы, и этот акт был отмечен салютом аплодисментов. Затем та же достопочтенная дама объявила трассу открытой.

Однако трасса оставляла желать лучшего, и в официальном отчете стюардов отмечалось, что «задняя часть трассы очень плохая — в основном грязь и рыхлый песок».

В 1954 году некоторые участки поля были засыпаны грязью и щебнем.

К счастью, несмотря на всеобщее обоснованное опасение, в ходе испытаний не произошло серьезных катастроф, о которых можно было бы сожалеть, за исключением небольших аварий, в результате которых некоторые водители получили лишь легкие травмы и причинили некоторый материальный ущерб.


Победитель №5 Triumph TR2 Эдуардо де Карвальо (
Eduardo de Carvalho ) — в музее Гран-при Макао (до ремонта)

Блестяще выиграл Гран-при, в котором он был признан абсолютным победителем, умелый португальский гонщик Эдуардо де Карвальо, управлявший в гонке «Triumph TR2» 1991 см3. Тест на регулярность скорости тоже блестяще выиграл капрал Вспомогательного Королевского Флота Роберт Ритчи (Robert Ritchie), управлявший «Фиатом 1100».

Можно посмотреть исторические кадры гонки:

в названии видео 1955, но это явная ошибка. навидео запись 1954 года

Единственный участник из Макао, Фернандо Маседо Пинто, показал блестящее выступление, который в «MG Special» занял 4-е место, доказав, что по навыкам и регулярности он не уступает лучшим».

Антонио Камбета, проживающий в Макао, встретился с одним из основателей ГП Макао: «инженер Маседо Пинто был человеком, которого я очень хорошо знал, он был директором почтового отделения Макао многие лет. Помимо его страсти к автогонкам, он владел небольшой яхтой, был женат на китайской даме, которая в том времени уже была супер современной. В первом Нран-При Макао победил пионер Эдуардо де Карвалью, второе место — швейцарец Пол де Туа (Paul De Tois) и третье место португалец Раймундо Роша (Raimundo Rocha), с самым быстрым кругом на машине Гордона Белла со временем 4.12.005. Следует отметить, что первые три водителя управляли автомобилями Triump TR2».


Поворот Резервуар
поворот резервуар Макао

Поворот Резервуар (ГП, пятница, 2023)

В ноябре/декабре 1954 года (№ 11 и 12 – XXIV год) журнал Авто клуа Португалии уделил большое внимание событию, названному «огромным успехом» и озаглавленному «Первый Гран-при Макао с энтузиазмом воспринят более чем 20 тысячами человек». ». Помимо упоминаний о приверженности организации г-на Карлоса Умберто да Силвы, «полезного делегата ACP», в статье подчеркивался тот факт, что это была «первая чисто спринтерская гонка, проведенная в Макао» и первая «на всем обширном побережье Китая».

Фернандо де Маседо Пинто на своем MG Special под номером 11, финишировал 4-м. Теперь справа искуственная насыпь с питлейном, дорогой, паромной переправой. А ранее трасса проходила на краю моря, прям как в Монако

Победители Гран-при Макао 1954 года

Спортивные или специальные автомобили
1-е место: Эдуардо де Карвальо (Eduardo de Carvalho ) (Triumph TR2) — 51 круг, 319,77 км, 4 часа 3 минуты 19,1 секунды.
2-е место: Поль дю Туа (Paul du Toit) (Triumph TR 2), 51 круг за 4 часа, 4 минуты, 46 секунд, со средней часовой скоростью 48,8 миль, потратив на 1 минуту и 27 секунд больше, чем победитель.
3-е место: Режинальдо да Роша (Reginaldo da Rocha) (Triumph TR 2), 50 кругов за 4 часа. 1м. 55,5 секунды.
4-е место: Фернандо Маседо Пинто (Fernando Macedo Pinto) на автомобиле MG Special объемом 1100 куб.см, 48 кругов за 4 часа. 3,4 секунды.

Туринг автомобили класса B (объем двигателя от 750 до 1100 куб.см):
Роберт Ричи (Robert Ritchie) на Fiat 1100, 48 кругов за 4 часа. 1 м., 57,6 с.
Класс D (от 1501 до 2000 куб.см):
DN Steane на Hillman, 46 кругов за 4 часа. 1м. 29 с.
Класс E (с 2001 по 3000 куб.см)
KO Mak на Ford Zodiac, 45 кругов за 4 часа. 01м. 56 с.

Несмотря на великий статус, который сегодня имеет Гран-При Макао, в первые годы событие, которое изменило облик территории, не имело большого значения с точки зрения освещения в новостях, а именно в Португалии. В «Диарио де Лиссабон» не было написано ни строчки за дни, последовавшие за первым выпуском в 1954 году. Автоспорт был мало представлен по сравнению с тем, что было в моде: футболом, хоккеем на роликах, велоспортом и теннисом. Но очень скоро все изменится, и в 1955 году (5 и 6 ноября) гонки вернутся на трассу Guia. Так было каждый год, до сегодняшнего дня, и надеемся, будет продолжаться еще долго.

Macau GP 2023 F3 race
а так выглядят трибуры, прямая старт-финишь перед поворотом Резервуар сейчас (ГП Макао 2023). Справа питлейн, боксы, паром до Гонконга.

С каждым годом что-то улучшается, это видно даже по расходам на организацию. Первый Гран-при Макао стоил 15 000 патак. В следующем году расходы выросли до 60 тысяч. В 1956 году требовалось более 200 000…

Тем временем публика тоже начала платить за билеты. Одна патака — столько стоил билет в 1955 году.

источник: https://macauantigo.blogspot.com/

Фото: Macau GP memorabilia, by José Estorninho and Macau GP leaflet, tradition in the East, by Eduardo Tomé Silva Pires. DavaiLaowai.ru

Похожие Записи

Добавить комментарий

« »