Очень краткий обзор первых 40-ка Гран-при Макао (1954-1993)
Данный пост носит ознакомительный характер с победителями в главных гонках уик-эндов Гран При Макао за первые 40 лет проведения. Дабы показать как менялись болиды с течением времени, дать некоторые ссылки на результаты и видео.
Гран При Макао всегда притерпевало изменения и формат. Все начиналось в стиле кто на чем горазд, с разделением гонок на профи и новичков. Далее главный кубок ГП Макао перешел под знамя Формулы 3 (по сегодняшний день) — в двух словах это пред или пред-пред последняя ступень Королеве Автоспорта. Помимо Ф3 сохранились гонки на кузовных автомобилях — Guia race.
Гонки кузовных авто также меняли свой регламент. Сперва это был туринг в стиле кто что привезет. Затем в конце 70х на арену вышли монстры группы DRM/Super silhouette. Затем все перешло в группу А. Сегодня это класс Fia GT3 и 4.
Помимо Ф3 и Гонки Гиа, в рамках ГП Макао проводились и проводятся другие гонки, кубок автоклуба Португалии, спонсорские моно-кубки, кубки тюнинг машин, туринг лайт. В наши дни, из самых основных гонок, помимо ГТ3 стартуют гонки мирового туринга (WTCC-> TCR).
Микс классов и гибкость регламента (больше относится к эпохе былых лет) позволяет увидеть интересный микс из болидов на одной стартовой решетке, что не может не радовать интересующегося зрителя.
Также трасса Макао уже долгое время принимает Мото Гран При.
Гонка в Макао всегда проводится в конце календарного года, и так совпало, что после того как ГП Макао перешло под крыло FIA, этот этап служит эдаким выпускным экзаменом (хоть и не основным) для многих пилотов Ф3, которые целятся в Формулу 1. Победителями и призерами ГП Макао становились многие чемпионы и звезды Королевы автоспорта. Также это гонки звезд Европы и Азии. Поэтому будучи последней гонка года, борьба в Макао всегда ожесточенная. Кроме этого, особенностью трассы является то, что она городская, а значит практически отсутсвуют зоны вылета и краем трассы служат металличические/бетонные ограждения, которые на протяжении десятилетий забрали не мало жизней пилотов авто и мото.
Тем не менее, как и сказал в 1954 году Поль де Тоис (один из отцов основателей этой гонки), трасса в Макао даёт фору даже именитой городской трассе в Монако по своей техничености и зрелищности.
PS вы удивителсь, но в Макао побеждала даже отечественная (почти) Lada Granta TC1 под управлением Роба Хаффа, в гонке Мирового туринга в 2014 году.
PSS почти ко всем «годам» приложена ссылка на видео ролик на ютубе одного местного энтузиаста со слайд шоу, фотографиями, и самыми полноценным результатами заездов. Фотографии из слайд шоу не найти в свободном доступе поэтому его видео слайды особенно ценны. Из сухого текста сложно оценить всю красту, нежели от редких фотографий прекрасных болидов золотых эпох автосопрта.
PSSS кто в теме, ГП Макао в к80-н90х был частым местом действия Кеиичи Тсучия и Best Motoring.
1954 год
В первом Гран-при Макао приняли участие 15 участников в гонке протяженностью в 51 круг по трассе Гиа (6,2 км) продолжительностью четыре часа. Triumph TR2 Эдди Карвалью (Eddie Carwalho) выиграл первую гонку, а Гордон «Динга» Белл (Gordon «Dinga» Bell) показал лучший круг — 4:12.00 на Morgan. Однако трасса оставляла желать лучшего, и стюарды сообщили, что «внутренняя часть трассы очень грязная и покрыта рыхлым песком».
Старт прошел в стиле Ле Ман, когда пилоты по команде СТАРТ бежали к машинам, заводились и мчали.
Про ГП Макао 1954 у нас на блоге есть отдельная статья.
1955 год
Весной и в начале лета 1955 года вся внутренняя часть трассы была закрыта для движения транспорта, чтобы можно было убрать старую брусчатку и заменить ее асфальтом. Роберт Ричи (Robert Richie) из Гонконга выиграл второй Гран-при Макао на 60 кругах на Austin Healey 100 со временем 3:55.55.7. Менее чем через секунду он финишировал на Mercedes 190 SL Дугласа Стина (Douglas Steane), а третье место досталось Невиллу Фулфорду (Neville Fullford) на Triumph TR 2.
1956 год
На третьем Гран-при была возведена бетонная центральная трибуна, состоящая из 10 «секций» и вмещающая 300 человек. Гонку из 77 кругов выиграл Дуглас Стин на Mercedes 190 SL, опередив своих ближайших соперников более чем на два круга.
1957 год
4-е Гран-При Макао, состоявший из 77 кругов, выиграл Артур Пейтман (Arthur Pateman) на Mercedes 300, который также установил новый самый быстрый круг — 3:25,50. Также наряду с главным ГП, проводилась женская гонка и гонка для проначинающих.
(про эти годы, 1954-1957, у нас есть более детальные заметки в других постах про ГП Макао)
1958 год
К 5-му Гран-при трасса Гиа была сокращена до нынешней длины в 6,1 км. В этом году состоялся кубок Автоклуба Португалии с 15 кругами. Всего в гонке приняла участие 31 машина — рекорд, по сегоняшний день, а продолжительность гонки сократили до 66 кругов, чтобы избежать яркого заката, который мешает водителям видеть трассу. Чан Ле Чун (Chan Lye Choon) из Сингапура выиграл Гран-при на Aston Martin DB 3S.
1959 год
Программа 6-го Гран-при впервые включает официальные тренировки. Организатором мероприятия выступил Рон Хардвик (Ron Hardwick) из Гонконга. В этом году обрушился стальной пешеходный мост, в результате чего 21 зритель получил ранения. Сам Хардвик снова лидировал на втором старте, после того как утрясли инцидент с мостом, выиграв на Jaguar XKSS и установив новый самый быстрый круг — 3:24,10.
На втором месте оказался австралиец Билл Уилли на DKW 1000 RS, а третье место занял победитель прошлого года Чан Ле Чун на Aston Martin DB 3S. Кэрол Унгрихт (Carol Ungricht) выиграла последний женский заезд на своей MGA.
1960 год
Гран-при Макао впервые вошло в международный календарь автогонок как «национальная гонка с иностранным участием», а также впервые проводилось в соответствии с регламентом FIA, касающимся автомобилей класса люкс, спорт и большой туринг. Шотландец Мартин Редферн (Martin Redfern) на Jaguar XK SS (та же машина, выигравшая в прошлом году в руках Хардвика) выиграл 7-й Гран-при со временем 3:27:24,4.
Второе место досталось американцу Гранту Вольфкиллу (Grant Wolfkill) на Porsche Spyder, а третье место досталось англичанину Яну Басселлу (Jan Bussell) на Ferrari Monza. В гонке рекорд круга был побит 11 раз: четыре раза Редферном, два раза Басселом и пять ряз Вольфкиллом, который установил самый быстрый круг с результатом 3:17,20.
Пока мы не создали свою полную таблицу результатов, для особых энтузиастов предлогаем слайдшоу на YT по сслке ниже — там полные резы всего Г, всех гонок.
—- > Слайдшоу с этапа 1960-1962 с результатами и редкими фото тут
1961 год
Питер Хит (Peter Heath) из Таиланда, который вместе с Чан Ле Чуном был почти исключен из гонки, когда инспекторы забраковали их машины, но в итоге выиграл восьмой Гран-при на Lotus 15.
26 секунд спустя вторым финишировал Билл Бакстер (Bill Baxter) на своем новом Jaguar E-Type, а Хайнц Госслар (Heinz Gosslar) на Porsche Carrera финишировал третьим, отстав на круг.
Пока мы не создали свою полную таблицу результатов, для особых энтузиастов предлогаем слайдшоу на YT по сслке ниже — там полные резы всего Г, всех гонок.
—- > Слайдшоу с этапа 1960-1962 с результатами и редкими фото тут
1962 год
Во время своего второго выступления в Макао популярный филиппинец Арсенио «Доджи» Лорел (Arsenio “Dodgie” Laurel) выиграл Гран-при на Lotus 22 Ford FJ и установил лучшее время круга — 3:10,1.
На втором месте оказался Дон Беннетт (Don Benett) на Lotus S7, а на третьем месте Альберт Пун (Albert Poon) из Гонконга, принимавший участие в первом из своих многочисленных выступлений на Гран-при Макао.
Пока мы не создали свою полную таблицу результатов, для особых энтузиастов предлогаем слайдшоу на YT по сслке ниже — там полные резы всего Г, всех гонок.
—- > Слайдшоу с этапа 1960-1962 с результатами и редкими фото тут
1963 год
Одержав победу и в 1963 году, Доджи Лорел стал первым гонщиком, выигравшим два Гран-при подряд. Несмотря на отставание на четыре круга, Jaguar E-Types Билла Бакстера и Тедди Йипа (Teddy Yip — еще одно легендарное имя ГП Макао, создатель команды Theodore racing) квалифицировались вторым и третьим соответственно.
В туринг гонке Альберт Пун выиграл на Lotus Cortina.
Пока мы не создали свою полную таблицу результатов, для особых энтузиастов предлогаем слайдшоу на YT по сслке ниже — там полные резы всего Г, всех гонок.
—- > Слайдшоу с этапа 1963 с результатами и редкими фото тут
1964 год
На 11-м Гран-при снова доминировал Lotus. Первое место занял Альберт Пун на Lotus 23, второе – Джон Кирк (John Kirk) на Lotus Elan и третье – Стив Холланд (Steve Holland) на Lotus 18 Ford FJ.
А чемпион туринг каров Аргентины Ойген Бёрингер (Eugen Böhringer) гонку серийных автомобилей на 60 кругов на Mercedes 300 SE.
Пока мы не создали свою полную таблицу результатов, для особых энтузиастов предлогаем слайдшоу на YT по сслке ниже — там полные резы всего Г, всех гонок.
—- > Слайдшоу с этапа 1964 с результатами и редкими фото тут
1965 год
Из рекордных 40 полученных заявок только 24 стартовали в Гран-при 1965 года. Победа досталась гонконгцу Джону МакДональду на Lotus 18.
На втором месте оказался кинопродюсер уже известный нам Грант Вульфкилл на Jaguar E-Type, а третье место досталось лейтенанту-авиатору Тони Гудвину (Tony Goodwin) на Lotus Elite. Альберт Пун установил лучший круг, прежде чем был вынужден сойти с дистанции.
—- > более подробные (но все-таки урезанные) результаты кузовных (ГТ, Туринг) гонок Макао 1965 по ссылке. Рузультаты тут урезанные и не полные. Пока мы не создали свою полную таблицу результатов, для особых энтузиастов предлогаем слайдшоу на YT по сслке ниже — там полные резы всего Г, всех гонок.
—- > Слайдшоу с этапа 1965 с результатами и редкими фото тут
1966 год
В 1966 году слава о Гран-при Макао уже достигла Европы, и впервые гонку выиграл «импортный» гонщик, итальянец Мауро Бьянки (Mauro Bianchi) — крестный отец Жюля Бьянки (ныне покойный пилот Ф1).
Бьянки на Renault Alpine проехал 60 кругов трассы Гиа за 3:12:33,30, установив самый быстрый круг — 2:59,80. Альберт Пун занял второе место на Lotus 23, а японский гонщик Синтиро Таки (Shintiro Taki) на Porsche Carrera финишировал третьим.
Пока мы не создали свою полную таблицу результатов, для особых энтузиастов предлогаем слайдшоу на YT по сслке ниже — там полные резы всего Г, всех гонок.
—- > Слайдшоу с этапа 1966 с результатами и редкими фото тут
1967 год (первый мото ГП, первая фатальная авария)
Первый мото этап Гран При Макао состоялся в 1967 году.
Первый этап Гран-при на мотоциклах выиграл японец Хироши Хасэгава (Hiroshi Hasegawa) на Yamaha RD 56, проехавший 30 кругов трассы за 1:53:34.0.
В автомобильной гонке также произошел первый смертельный случай, когда автомобиль Lotus 41, которым управлял фаворит Доджи Лорел, разбился и загорелся. Гонка не была прервана, хотя Тедди Йип отказался от участия в знак солидарности, и его выиграл Тони Мо (Tony Maw) из Малайзии на Lotus 20B.
—- > более подробные (но все-таки урезанные) результаты кузовных (ГТ, Туринг) гонок Макао 1967 по ссылке. Рузультаты тут урезанные и не полные. Пока мы не создали свою полную таблицу результатов, для особых энтузиастов предлогаем слайдшоу на YT по сслке ниже — там полные резы всего Г, всех гонок.
—- > Слайдшоу с этапа 1967 с результатами и редкими фото тут
1968 год
С появлением японских пилотов Осаму Мочизуки (Osamu Mochizuki и Осаму Масуко (Osamu Masuko) (оба на Mitsubishi Colt Formula 2) в гонке появились первые настоящие одноместные автомобили.
Альберт Пун на Brabham Alfa показал лучший круг на практике, в то время как оба Mitsubishi отставали на стартовой решетке Гран-при в 45 круга. Пун лидировал большую часть гонки, но из-за отказа сцепления команда и победа досталась Яну Басселю (Jan Bussell) из Сингапура на Brabham F2.
Победителем Мото ГП Макао 1968 года снова стал японский гонщик Хироши Хасэгава.
—- > более подробные (но все-таки урезанные) результаты кузовных (ГТ, Туринг) гонок Макао 1968 по ссылке
—- > Слайдшоу с этапа 1968 с результатами и редкими фото тут
1969 год
Джон Макдональд (John MacDonald) стал первым и единственным гонщиком, выигравшим гонку в Макао на автомобилях в 1972 (Мини Купер) и на мотоцикле Yamaha TC2C. Время Макдональда на Ямахе на 30 кругах трассы составило 1:45:31,50.
Австралиец Кевин Бартлетт (Kevin Bartlett) выиграл 16-й Гран-при Макао на своем Mildren Waggott, установив рекорд быстрого круга — 2:39,03.
Альберт Пун из Гонконга и Эрик Ваксенбергер выиграли ГТ гонку Rothmans в 101 круг на на Мерседес 300 SEL.
—- > более подробные (но все-таки урезанные) результаты кузовных (ГТ) гонок Макао 1969 по ссылке
—- > результаты штатных туринг и ГТ гонок по ссылке
—- > Слайдшоу с этапа 1969 с результатами и редкими фото тут
1970 год
Австриец Дитер Кестер (Dieter Quester), управляющий BMW Формулы 2, выиграл 17-й Гран-при, опередив на три круга Альберта Пуна, занявшего второе место, на Brabham BT30.
Анна Вонг (Anna Wong) из Сингапура выиграла гонку на Туринг автомобилях на 20 кругах на Mini-Cooper S. Про Анну Вонг у нас есть отдельная статья.
Бенни Хидажат (Benny Hidajat) из Индонезии на Yamaha YSI стал победителем Гран-при мотоциклов.
Анна Вонг выиграла туринг гонку и стала первой и единственной женщиной победительницей этого легендарного соревнования, хоть и в классе Туринг, а не в ГП.
—- > более подробные (но все-таки урезанные) результаты Туринг гонок Макао 1970 по ссылке
—- > Слайдшоу с этапа 1970 с результатами и редкими фото тут
1971 год
Немецкий гонщик Дитер Глемсер (Dieter Glemser) на заводском Ford Capri RS выиграл 20-круговую гонку серийных туринг автомобилей, опередив своего ближайшего соперника более чем на две минуты.
Японские мотогонщики О. Мотохаси и С. Минуро (O. Motohashi, S. Minuro) опередили 54 участников 5-го Мотоциклетного Гран-при, оба на заводских Yamaha.
На сетке 18-го Гран-при Макао было представлено 29 автомобилей, причем Ян Бассель выиграл во второй раз, а второе и третье места заняли японцы Рики Окубо (Riki Ohkubo) и Кен Мисаки (Ken Misaki).
—- > более подробные (но все-таки урезанные) результаты Туринг гонок Макао 1971 по ссылке
—- > Слайдшоу с этапа 1971 с результатами и редкими фото тут
1972 год
Джон Макдональд вошел в историю, когда он выиграл первую гонку Guia Race (первоначально длиной 201,4 мили [324 км], а затем известную как Guia 200) на Austin Cooper и в том же году выиграл Гран-при на Brabham BT36. Победа Макдональда сделала его единственным гонщиком, выигравшим все три международные гонки (включая победу на мотоциклах в 1969).
В Мотогонках снова был триумфальное шествие японских гонщиков. Японские гонщики Yamaha заняли первые три места Мото ГП, победителем стал Икуджиро Такай (Ikujiro Takai), за ним следовали Ютака Ода (Yutaka Oda) и Акира Теури (Akira Teuri).
—- > более подробные (но все-таки урезанные) результаты Туринг гонок Макао 1972 по ссылке
—- > Слайдшоу с этапа 1972 с результатами и редкими фото тут
1973 год
Джон Макдональд из Гонконга выиграл свой третий Гран-при в этом году на Brabham BT40 , за ним следуют Сонни Раджа (Sonny Rajah) из Индонезии и Грэм Лоуренс (Graeme Lawrence) из Сингапура.
На 7-й мотоциклетный Гран-при было зарегистрировано более 100 человек, победителем которого стал японец Кен Араока (Ken Araoka) на Suzuki. Араока также установил лучшее время круга — 2:56,68, став первым мотоциклистом, проехавшим круг по трассе Ghuia менее чем за три минуты. Чтобы принять большое количество заявок, на Гран-при Макао был учрежден «Трофей организатора» для тех, кто не прошел квалификацию на Гран-при.
—- > более подробные (но все-таки урезанные) результаты Туринг гонок Макао 1973 по ссылке
—- > Слайдшоу с этапа 1973 с результатами и редкими фото тут
1974 год
Австралиец Верн Шуппан (Vern Schuppan) выиграл Гран-при, побив рекорд самого быстрого круга — 2:30,96 на своем March 722, опередив более чем на четыре круга Дэвида Перли (David Purley), занявшего второе место, и на пять кругов Херба Адамчика (Herb Adamczyk).
Регламент ГП Макао еще не был современно-строгим, поэтому стартовая решетка главной гонки была разнообразная, от болидов Ф3 (которые конечно же и побеждали) до автомобилей эндюранс и ГТ (типа Porsche 906, Carrera RS, ToyCelica 2000GT и др). То есть ехал кто на чем горазд, в пределах разумного.
Гонку на туринг автомобилях на 35 кругов выиграл японец Нобухидэ Тачи (Nobuhide Tachi) на своей Toyota Celica TA, а его соотечественник Кавасаки Хироюки (Kawasaki Hiroyuki) выиграл 8-й мотоциклетный Гран-при на Yamaha.
—- > более подробные (но все-таки урезанные) результаты Туринг гонок Макао 1974 по ссылке
—- > Слайдшоу с этапа 1974 с результатами и редкими фото тут
1975 год
Одержав победу на 21-м Гран-при Макао, Джон Макдональд стал самым успешным гонщиком в истории соревнований, одержав победы в 1965, 1972, 1973 и 1975 годах.
Нобухидэ Тачи выиграл гонку туринг автомобилей второй раз подряд, а три первых позиции в Гран-при Макао по мотоциклам достались японским гонщикам Хидео Канайе, Кену Араоке и Садео Асами (Hideo Kanaya, Ken Araoka, Sadeo Asami).
—- > более подробные (но все-таки урезанные) результаты Туринг гонок Макао 1975 по ссылке
—- > Слайдшоу с этапа 1975 с результатами и редкими фото тут
1976 год
Британский мотогонщик Час Мортимер (Chas Mortimer) своей победой в 1976 году порвал доминирование Японии в Гран-при мотоциклов.
Верн Шуппан из Theodore Racing выиграл свой второй Гран-при на Ральте, но рекорд быстрого круга принадлежал его напарнику. Команда Алана Джонса на Марче (авт-ль March) показала результат круга 2:21,44, что стало рекордом на последующие 8 лет.
Следуя рекордному пути своего мужа Альберта, Диана Пун (Diana Poon) стала первой женщиной, управлявшей одноместным автомобилем на трассе Гия. Популярный гонконгский гонщик Херб Адамчик выиграл 40-круговую туринг гонку.
Впервые Гран-при Макао проводился под эгидой международной автоспортивной федерации FIA.
—- > более подробные (но все-таки урезанные) результаты Туринг гонок Макао 1976 по ссылке
—- > Слайдшоу с этапа 1976 с результатами и редкими фото тут
1977 год
Итальянец и пилот с 77-го годав Ф1 Рикардо Патрезе (Ricardo Patrese) привел свою команду Harper Chevron к победе в 40-круговом Гран-при, проводимом в соответствии с правилами FIA Formula Pacific. Новозеландец Стив Миллен (Steve Millen) стал вторым, а австралиец Эндрю Медике (Andrew Medicke) третьим.
Питер Чоу (Peter Chow) выиграл туринг гонку Guia Race и установил новый рекорд круга 2:52,50 на Toyota Celica 1600 GT, а английский мотоциклист Майк Грант (Mike Grant) на Kawasaki KR750 разгромил мото Гран-при Макао, показав самый быстрый круг 2:48,38 на пути к победе.
—- > Подробные результаты Туринг гонок Макао 1977 по ссылке
—- > Слайдшоу с этапа 1977 с результатами и редкими фото тут
1978 год — первый звездный. Приход Группы 5 в Guia race.
В честь 25-го Гран-при Макао Тедди Йип, самый известный деятель автоспорта Макао, организовал «Гонку гигантов». В тот год в Макао были все по-настоящему громкие имена – Джек Брэбэм, Майк Хейлвуд, Джеки Стюарт, Фил Хилл, Дэн Герни и победитель гонки Джеки Икс (все они — известные пилоты Ф1).
Что касается Гран-при Макао, то Рикардо Патрезе и Дерек Дейли (Derek Daily) заняли первое и второе места соответственно, а Кевин Коган (Kevin Kogan) стал третьим.
Херб Адамчик занял первое место на Guia race на Porsche 935 RSR DRM. Так, на несколько лет вперед в гонке Гиа стали главенствовать многосильные ракеты Группы 5 (DRM, Super Silhouette). Неведомо представить, какого было управлять эти монстрами (800 кг веса и до 600 сил мощности) на такой трассе.
Гонщики Yamaha заняли первые три места на Гран-при Макао по мотоциклам: Садео Асами (Sadeo Asami) и Стив Пэрриш (Steve Parrish) заняли первое и второе места соответственно, а английский гонщик Майк Трамби (Mike Trumby), организатор нынешних гонок на мотоциклах, занял третье место.
—- > Подробные результаты Туринг гонок Макао 1978 по ссылке
—- > Слайдшоу с этапа 1978 с результатами и редкими фото тут
1979 год
Впервые этап мото ГП Макао проводился в два заезда по 15 кругов каждый; Садео Асами, ехавший на Yamaha TZ-OW, явно выиграл оба заезда, в то время как Стив Пэрриш был вторым по очкам, а Бернард Мюррей (Bernard Murray) третьим.
В туринг гонке Гия победил Херб Адамчик, за ним следовали японцы Масахиро Хасеми и Нобухидэ Тачи (Masahiro Hasemi and Nobuhide Tachi).
Марч Форд компании Theodore Racing под управлением Джеффа Лиса (Geoff Lees) выиграл Гран-при Макао, опередив Рикардо Патрезе.
—- > Подробные результаты Туринг гонок Макао 1979 по ссылке
—- > Слайдшоу с этапа 1979 с результатами и редкими фото тут
1980 год
Гран-при был объявлен первым в истории чемпионатом Formula Pacific, где Джефф Лис, занявший первое место на стартовой решетке, в конечном итоге выиграл за Theodore Racing второй год подряд. Масахиро Хасеми был вторым, а американец Том Глой (Tom Gloy) третьим.
Садео Асами (Sadeo Asami) вошел в историю, выиграв 14-й Гран-при Макао по мотоциклам, став единственным гонщиком, выигравшим одну и ту же гонку три года подряд. Британские гонщики Стив Пэрриш и Бернард Мюррей повторили свое второе и третье места с прошлого года.
Что касается туринг гонки Guia Race (Однако турингом в привычном слове назвать это нельзя, ибо машины были многосильными монстрами Группы 5), Ханс Штук младший (Hans Stuck) победил на своем BMW 320 Gr. 5.
—- > Подробные результаты Туринг гонок Макао 1980 по ссылке
—- > Слайдшоу с этапа 1980 с результатами и редкими фото тут
1981 год
Американец Боб Эрл (Bob Earl) выиграл 28-й Гран-при, оставив японца Наохиро Фудзиту (Naohiro Fujita) вторым и англичанина Рэя Маллока (Ray Mallock) третьим.
ГТ гонку Гиа, в которой принял участие Марк, сын бывшего премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер, выиграл покойный Манфред Винкельхок (Manfred Winkelhock).
На Гран-при Макао по мотоциклам на горизонте появилась новая звезда в лице Рона Хаслама (Ron Haslam) по прозвищу «Ракета», выигравшего гонку на 30 кругов за 1:22:57,75, за ним следовали Садео Асами и голландец Боэт Ван Дульмен (Boet Van Dulmen).
—- > Подробные результаты Туринг гонок Макао 1981 по ссылке
—- > Слайдшоу с этапа 1981 с результатами и редкими фото тут
1982 год
Несмотря на влажную и ветреную погоду, последняя сенсация трассы Гия, Рон Хаслам, занял первое место на стартовой решетке и выиграл Гран-при Макао по мотоциклам второй год подряд. Чарли Уильямс (Charlie Williams) установил лучшее время круга — 2:35,76, рекорд, который продержался десять лет.
На основном ГП с автомобилями Роберто Морено (Roberto Moreno) выиграл Гран-при на Ralt RT4, последнюю гонку недолговечного чемпионата Формулы Тихого океана. Колумбиец Роберто Герреро (Roberto Guerrero) побил рекорд скорости Алана Джонса (Alan Jones) на круге с результатом 2:20,64 на своем Theodore Racing Ralt RT4 Ford.
Гонконгские гонщики Шлем Грайнер на Porsche Carrera RSR, Адриан Фу и Питер Чоу (Helmet Greiner, Adrian Fu and Peter Chow) заняли три лучшие позиции в туринг гонке Guia Race. Видео данной гонки
Подробные результаты Туринг гонок Макао 1982 по ссылке
Слайдшоу с этапа 1982 с результатами и редкими фото тут
1983 год
1983й год — это приход регламентированной Формулы 3 в Макао, которая главенствует в Макао по сей день. Дикую Группу 5 в Guia race сменяют набирающую популярность на десятилетие вперед — Группа А.
В 30-м Гран-при мероприятие было названо Кубком мира Формулы 3 FIA. При сильной поддержке Теодора Рэйсинга Тедди Йипа молодой бразильский гонщик, известный тогда как Айртон Сенна да Силва, выиграл свой первый Гран-при Макао Формулы 3. За Сенной следовали Роберто Герреро и Герхард Бергер (в будущем известный пилот Ф1).
Победа Рона Хаслама на его Honda 500 на мотоциклетном Гран-при позволила ему сравняться с рекордом Садео Асами из трех побед подряд.
В туринг гонке Гиа Ханс Штук и Дитер Кестер сражались с гонконгским гонщиком Майклом Льеу (Michael Lieu), в конечном итоге победил Штука, опередив Квестера и Лью, именно в этом порядке. Видео гонки
Подробные результаты Туринг гонок Макао 1983 по ссылке
Слайдшоу с этапа 1983 с результатами и редкими фото тут
1984 г.
На 31-м ГП Макао, Джон Нильсен (John Nielsen) опередил Стефана Йоханссона (Stefan Johansson), занявшего первое место на стартовой решетке. Новозеландец Майк Таквелл (Mike Thackwell) стал третьим.
В мото Гран-при Мик Грант вместе выиграл оба заезда на Suzuki 500, за ним следовали Роджер Маршалл на Honda 500 и Марк Салле на втором Suzuki.
Том Уолкиншоу (Tom Walkinshaw) выиграл гонку Guia Race на Jaguar XJS, его товарищ по команде Ханс Хейер (Hans Heyer) занял второе место на таком же XJS, а Ганс Штук на BMW 635 — третье.
Подробные результаты Туринг гонок Макао 1984 по ссылке
Слайдшоу с этапа 1984 с результатами и редкими фото тут
1985 г.
Рон Хаслам вернулся на трассу Гиа и снова выиграл Гран-при на мотоциклах. Дидье де Радиг (Didier de Radigues) был вторым, а Ээро Хиваринен (Eero Hyvarinen) aka «Летучий финн», третьим.
Маурисио Гугельмин (Mauricio Gugelmin) победил в обоих заездах Гран-при Формулы 3, за ним следовали Майк Таквелл и Ян Ламмерс (Jan Lammers).
В гонке Гиа победителем стал Джанкарло Франкателли (Giancarlo Francatelli) на Volvo 240, за ним следовали Герхард Бергер (BMW 635) и Михаэль Лю (Michael Liu) (MMC STarion).
Подробные результаты Туринг гонок Макао 1985 по ссылке
Слайдшоу с этапа 1985 с результатами и редкими фото тут
1986 г.
Англичанин Энди Уоллес (Andy Wallaca) выиграл Гран-при Формулы-3, оставив своего товарища по команде Маурисио Гугельмина вторым и Яна Ламмерса третьим.
Венесуэльец Джонни Чекотто (Johny Cecotto) на Volvo 240 T одержал победу в гонке Guia Race, за ним следовал Том Уолкиншоу (на Rover Vitesse) на втором месте и Томас Линдстрем (Thomas Lindstrom) на третьем.
Рон Хаслам выиграл пятый Гран-при на мотоциклах, что стало беспрецедентным достижением, опередив Дидье де Радига и американца Рэнди Ренфроу, которые ездили на Honda.
Подробные результаты Туринг гонок Макао 1986 по ссылке
Слайдшоу с этапа 1986 с результатами и редкими фото тут
1987 год
Тайфун «Нина» обрушился на китайское побережье, но ветер достаточно успокоился, чтобы провести 10-круговой мотоциклетный Гран-при, который снова выиграл Рон Хаслам, что сделало его гонщиком с наибольшим количеством побед — шесть.
Уменьшенную версию главного Гран-при с 20 кругами выиграл Мартин Доннелли (Martin Donnelly), за ним следовали Ян Ламмерс и Бернд Шнайдер.
Гонка Guia стала успешной для BMW, заняв три первых места: Роберто Равалья (Roberto Ravaglia) занял первое место, Дитер Кестер — второе, а Фабьен Жиру (Fabien Geroux) — третье.
Подробные результаты Туринг гонок Макао 1987 по ссылке
Слайдшоу с этапа 1987 с результатами и редкими фото тут
1988 год
Кевин Шванц (Kevin Schvartz) уверенно победил в мото Гран-при.
Guia race: Товарищи по команде BMW Альтфрид Хегер и Маркус Острайх (Altfried Heger, Markus Oestreich) заняли 1-е и 2-е места соответственно в гонке Guia Race, а Энди Роуз (Andy Rouse) на Ford Sierra занял 3-е место.
Видео гонки: часть 1, часть 2, часть 3
Первый этап Гран-при снова был прерван из-за аварии на углу отеля Lisboa. Энрико Бартаджа (Enrico Bartaggia) вместе выиграл этап, не выиграв ни одного из двух заездов. Будущий чемпион Ф1 1996 года Дэймон Хилл (Damon Hill) был вторым, а Отто Ренсинг (Otto Rensing) — третьим.
Правила ГП Макао Ф3: Тут стоит знать, что тогда в ГП Макао на Формуле 3 победитель определялся суммой времени прохождения двух заездов. Странная система, которая добавляла интригу и заставляла юнных звезд ехать аккуратнее на такой сложной трассе. Теперь в сумму двух заездов идет не время прохождения, а количество заработанных очков в каждом из них.
Подробные результаты Туринг гонок Макао 1988 по ссылке
1989 год
В очередной раз Тедди Йип организовал свою «Гонку чемпионов». На идентичных Mazda MX5 Miatas участвовали такие легенды, как Денни Халм (Danny Hulme), Рой Сальватори (Roy Salvatory), Эл (El) и Бобби Ансер (Bobby Unser), Алан Джонс (Alan Jones) и победитель гонки Джефф Лис (Geof Lees).
Победа же в главном Гран-При на Формуле-3 досталась австралийцу Дэвиду Брэбэму (David Brabham) на Ralt RT33, за ним следуют Джулиан Бэйли (Julian Bailey) и Кристоф Бушю (Cristophe Bouchut).
В гонке Guia доминирование принадлежало Ford Sierra: Тим Харви (Tim Harvey) опередил Энди Роуза. Skyline R32 только набирали обороты.
Подробные результаты Туринг гонок Макао 1989 по ссылке
Из-за плохой погоды и недостатка света гонка на мотоциклах была сокращена до восьми кругов, и победу одержал ирландец Роберт Данлоп (Robert Dunlop).
1990 год
Хотя на Гран-при Макао было много захватывающих финишей, ни один из них не был более драматичным, чем столкновение на последнем круге между победителем первого заезда и фаворитом Микой Хаккиненом (Mika Hakkinen) и фаворитом второго заезда и будущим победителем гонки Михаэлем Шумахером — в представлении не нуждается. (в будущем первый стал 2-кратным чемпионом Ф1, а Михаэль — 7-ми кратным). Небольшой кусок из гонки
В Гран-при Макао по мотоциклам Стив Хислоп (Steve Hislop) опередил Питера Рубатто (Peter Rubatto)
Ветеран Макао Масахиро Хасеми (Masahiro Hasemi) на Nissan Skyline R32 разгромил конкурентов в гонке Guia Race. BMW и Ford были поверженны новой грозной силой мирового автоспорта.
Подробные результаты Туринг гонок Макао 1990 по ссылке
Видео туринг лайт гонки. Часть 1, часть 2
1991 год
Дэвид Култхард (David Coulthard) выиграл Гран-при, несмотря на то, что во втором заезде финишировал вторым после испанца Хорди Джина (Jordi Gene). Третье место досталось Кристиану Фиттипальди (Christian Fittipaldi) во время его дебюта на трассе Гиа.
Гонщик чемпионата мира по мотоспорту Дидье де Радиг завершил блестящую карьеру, выиграв Гран-при Серебряной годовщины мотоциклов и установив новый рекорд быстрого круга — 2:25,91.
Гонку Guia Race выиграл бывший гонщик Формулы-1 Эмануэле Пирро (Emanuele Pirro), опередивший Курта Тийма (Kurt Thiim) и трехкратного победителя Ле-Мана и звезду DTM Клауса Людвига (Klaus Ludwig). А где Ниссан? После победы прошлого года их довесили балластом в 140 кг, чтобы избавить их от доминирования.
Подробные результаты Туринг гонок Макао 1991 по ссылке
1992 год
В этом году были побиты все рекорды самых быстрых кругов в крупных гонках. Швед Рикард Райделл (Rickard Rydell) выиграл Гран-при Формулы-3 с разницей в 1,57, опередив португальца Педро Лами (Pedro Lami), который установил лучший круг на своем Reynard 923 Spiess Opel. Третьим стал Жак Вильнев — сын Жиля Вильнева и будущий чемпион Ф1.
В Guia Race шла упорная борьба между Mercedes и BMW. Mercedes Бернда Шнайдера (Bernd Schneider) побил рекорд круга с результатом 2:29,74, но победу одержал Эмануэле Пирро из BMW. Ниссанам успех в Макао больше не досягаем был. Хасеми сошел из-за проблем с двигателем.
Подробные результаты Туринг гонок Макао 1992 по ссылке
В мото ГП Макао победил Карла Фогарти (Carl Fogarty) на 500 кубовой Yamaha, опередив Тосихико Хонму (2-е место) и Джейми Уитэма (3-е место). Фогарти также установил лучший круг — 2:33,94.
Музей Гран-при Макао: открыт в 1993 году.
1993 год
В юбилейнов 40-м году команды переместились на новые специально построенные объекты в районе нового морского терминала. Рикард Райделл (Rickard Rydell) установил новый рекорд круга — 2:17,40, но был вынужден сойти с дистанции, уступив победу Йоргу Мюллеру (Jörg Müller). Датчанин Том Кристенсен (Tom Kristensen) был вторым, за ним следовал фаворит на победу Келвин Бёрт (Kelvin Bert).
В мото Гран-при победитель 1990 года Стив Хислоп повторил этот подвиг, опередив на 4 секунды победителя 1989 года Роберта Данлопа, который также побил рекорд трассы с результатом 2.33.18.
Чарльз Кван из Гонконга вошел в историю Гран-при, выиграв три гонки, самой заметной из которых стала гонка Guia Race в 1993.
Подробные результаты Туринг гонок Макао 1993 по ссылке
Похожие Записи
« Гран-при Макао: 1955, 1956 и 1957 Автомузей Гран При Макао — подробный фото отчет »